МОСКВА, 18 июня 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ по заказу Креатив МГ представляет результаты опроса россиян с ограниченными возможностями здоровья об адаптивной одежде.
По одежке встречают |
Адаптивная одежда облегчает жизнь людей с ОВЗ, делая процесс одевания быстрым и комфортным благодаря продуманным застежкам и эластичным материалам. Популяризация таких решений не просто дань моде, а необходимый шаг к инклюзивному обществу. Потребность людей с ОВЗ в адаптивной одежде высокая, половина опрошенных отметили, что одежда, которая нужна им / их родным с ОВЗ, в той или иной степени отличается от «обычной одежды» (каждый седьмой считает, что отличается сильно). Причем чаще об этом говорили родственники людей с ОВЗ, то есть те, кто осуществляет непосредственный уход и помогает в быту (шесть из десяти).
Запросы к одежде для людей с ОВЗ разнообразные, абсолютным приоритетом является простота надевания и снятия одежды, за которой с заметным отрывом следуют застежки, рассчитанные на одну руку или минимальные усилия. Для каждого третьего важны мягкие гипоаллергенные ткани и износостойкость с легкой очисткой, а также возможность адаптации под индивидуальные потребности и адаптированность для ношения с ортезами/протезами. Последнее особенно актуально для ветеранов СВО (каждый второй). В целом фокус направлен не на однотипные решения, а на гибкие, персонализированные предложения и инклюзивный дизайн.
Непростой выбор |
Проблемы одежды для людей с ОВЗ не заканчиваются на том, что она должна быть удобной, подходящей. Найти такую одежду тоже непросто, о чем говорят четверо из десяти (среди людей с ОВЗ — больше половины), а каждый четвертый к тому же вынужден адаптировать одежду после приобретения, что говорит о недостаточном уровне готовых решений на рынке.
Основные сложности при покупке одежды как офлайн, так и онлайн близки. В офлайн-магазинах главными проблемами являются ассортимент и цена (об этом говорят более трети, а среди людей с ОВЗ — половина), четверть жалуются на недостаток информации о наличии, каждый пятый — на низкое качество товаров.
Ключевая сложность при покупке онлайн — поиск и фильтрация: около четверти не видят «своих» фасонов и испытывают сложности с навигацией на сайте, каждый пятый недоволен качеством и ценами. При этом онлайн-шопинг все-таки в два раза чаще проходит без затруднений (23% vs. 12% в офлайне), хотя ассортимента не хватает и там, и там.
Инфраструктура для людей с ОВЗ и сервис при покупке (и получении товара), хоть и упоминается реже, но доставляет неудобство значительной части опрошенных. По всей видимости, «физические» магазины требуют переосмысления формата пространства и обучения персонала, в то время как онлайн-ритейл нуждается как в более точечных цифровых решениях (фильтры, виртуальные примерки, кастомизация), так и в адаптации примерочных и пунктов выдачи.
Одежда для жизни |
Восемь из десяти знают или хотя бы слышали об адаптивной одежде, хотя покупали ее заметно реже (каждый седьмой, среди ветеранов СВО показатель заметно выше — почти треть). Интерес к адаптивному гардеробу тоже высокий: семь из десяти хотели бы в будущем пользоваться такой одеждой (23% — «очень интересно», 49% — «скорее интересно»). Основную группу интереса представляют ветераны СВО, половина из них декларируют уверенную готовность пользоваться адаптивной одеждой («очень интересно») в будущем.
Основные барьеры, удерживающие от покупки, — представление о дороговизне такой одежды и отсутствие в продаже. Желание носить обычную одежду и восприятие адаптивной одежды как немодной указывают на восприятие ее стиля как «специального», не вписывающегося в гардероб.
Автор: Татьяна Смак