МОСКВА, 28 февраля 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет экспертный доклад, подготовленный на основе данных, полученных в рамках телефонного опроса и экспертных интервью с представителями бизнеса, научного сообщества и органов власти.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
- Россияне активно пользуются маркетплейсами (80% опрошенных), заказывают товары из-за рубежа через маркетплейсы почти половина россиян – 44%. 14% российских пользователей маркетплейсов заказывают с доставкой из-за границы товары стоимостью выше 20 тысяч рублей (эквивалент 200 евро).
- 40% россиян чувствуют ухудшение своего материального положения, также 72% опрошенных ожидают рост цен на товары и услуги в ближайшие 1-2 месяца.
- 62% россиян считают, что им доступны не все товары. Наибольшую нехватку россияне ощущают в следующих категориях: аксессуары и комплектующие для гаджетов и авто (32%), бытовая техника и электроника (27%), а также обувь, одежда, аксессуары (20%).
- 31% россиян отмечают, что за последние 2 года снизилась доступность привычных им товаров. Для того, чтобы компенсировать это, 32% опрошенных покупают те товары, которые есть в наличии «здесь и сейчас», 29% пользуются сервисами и маркетплейсами с доставкой товаров из-за границы, 25% ищут аналоги в других регионах РФ.
- 68% опрошенных поддерживают тезис о том, что сохранение беспошлинного порога размером в 1000 евро поможет поддержать россиян в сложный период после ухода западных брендов и сервисов. Среди пользователей маркетплейсов с доставкой товаров из-за границы эта цифра выше – 77%.
- 38% опрошенных считают, что снижение порога с 1000 до 200 евро ухудшит положение российских покупателей. Среди тех, кто за последний год совершал покупки на сумму свыше 200 евро, эта доля значительно выше – 68%.
- В случае снижения порога беспошлинного ввоза товаров до 200 евро 32% россиян, которые делали дорогостоящие покупки за прошедший год, станут заказывать меньше, а 26% таких пользователей и вовсе придется отказаться от таких покупок.
- Эксперты считают, что при снижении порога беспошлинного ввоза до 200 евро сумма отчислений в федеральный бюджет составит незначительную долю (по оценкам, 0,002% от размера бюджета 2024 года), а ресурсы, затраченные ФТС на администрирование процессов сбора, значительно увеличатся.
- Лидером среди категорий дорогостоящих покупок – свыше 20 тысяч рублей (эквивалент 200 евро) – является бытовая техника и электроника: её приобретают 51% опрошенных. Второе по популярности место у респондентов, которые совершали покупки на сумму более 20 тысяч рублей, занимает категория аксессуары, комплектующие для гаджетов для авто (40%).
- Россияне выбирают шоппинг с доставкой из-за рубежа по следующим причинам: более выгодная цена (59% опрошенных), товары недоступны в их населенных пунктах и в России (43%), более широкий ассортимент товаров (34%)
- Несмотря на небольшую долю дорогостоящих товаров, эксперты отмечают, что россиянам важно иметь к ним доступ, так как в большинстве случаев это редкие или уникальные товары, которые ритейлеры не импортируют в Россию. Также немаловажен факт, что такие товары стоят на 20% дешевле при заказе из-за рубежа.
- Большинство экспертов считает, что снижать порог беспошлинного ввоза товаров до 200 евро сейчас несвоевременно, так как это приведет к росту цен, повышению темпов инфляции и ограничит россиянам доступ к редким товарам.
- Представители бизнеса акцентируют внимание на том, что снижение порога беспошлинного ввоза с 1000 до 200 евро приведет к снижению количества заказов россиян, за которым последует сокращение штата сотрудников (в том числе логистических и таможенных операторов), и, соответственно, снижение налоговых отчислений в бюджет.
ТЕКУЩАЯ СИТУАЦИЯ В СФЕРЕ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ В СЕГМЕНТЕ В2С
Положение маркетплейсов с доставкой из России
Сегодня можно смело заявить, что маркетплейсы и онлайн-покупки перестали быть для россиян чем-то редким, сложным или незнакомым. Согласно данным количественного опроса, 80% респондентов пользуются услугами маркетплейсов. Почти половина опрошенных совершала заказы в течение прошедшей недели (44%).
Рис.1. Доводилось ли Вам когда-либо делать покупки в интернет-магазинах (Ozon, Wildberries, AliExpress, Яндекс.Маркет и другие) или нет? Если да, то, когда Вы покупали что-то последний раз? (% от опрошенных, один ответ)