Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото:
Культура

ОБРАЗОВАННЫХ БОЛЬШЕ, ЧЕСТНЫХ - МЕНЬШЕ?

Фото:
Коротко о главном
  • За последние 10-15 лет россияне стали более циничными (полагают 54% опрошеных против 14%) и образованными (43% против 34%)
  • но менее честными (66% против 9%), душевными (62% против 10%), доброжелательными (63% против 11%), искренними (63% против 9%), бескорыстными (67% против 8%), патриотичными (60% против 17%).
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • За последние 10-15 лет россияне стали более циничными (полагают 54% опрошеных против 14%) и образованными (43% против 34%)
  • но менее честными (66% против 9%), душевными (62% против 10%), доброжелательными (63% против 11%), искренними (63% против 9%), бескорыстными (67% против 8%), патриотичными (60% против 17%).

МОСКВА, 27 февраля 2007 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как, с точки зрения россиян, изменились качества наших сограждан и морально-нравственный климат в обществе.

За последние 10-15 лет россияне стали более циничными (полагают 54% опрошеных против 14%) и образованными (43% против 34%); но менее честными (66% против 9%), душевными (62% против 10%), доброжелательными (63% против 11%), искренними (63% против 9%), бескорыстными (67% против 8%), патриотичными (60% против 17%). Скорее ослабли и такие качества, как взаимное доверие (65% против 9%), верность товарищам (49% против 12%), способность к сотрудничеству (35% против 27%), трудолюбие (43% против 30%). Относительно активности, инициативности окружающих людей, мнения неоднозначные: 35% полагают, что это качество усилилось, и немногим большее число опрошенных, 40%, считают, что оно ослабло. По сравнению с 2005 г. несколько увеличилась доля тех, кто считает, что усиливаются активность и инициативность наших сограждан ( с 30% до 35%), их образованность (с 37% до 43%) и трудолюбие (с 25% до 30%).

Морально-нравственный климат в обществе в целом за последние годы изменился в худшую сторону, отмечает большинство респондентов - 61%, на позитивные сдвиги указывают 15% опрошенных, и 18% не фиксируют изменений. За два года возросла доля тех, кто считает, что положение дел улучшилось (с 7% до 15%), и уменьшился процент тех, кто отмечает ухудшение (с 79% до 61%).

Респондентам, как правило, представляется, что ситуация с моралью в их ближайшем окружении лучше, чем в обществе в целом: об отсутствии изменений в ближнем круге говорят 40% опрошенных, 37% указывают на негативную тенденцию, 18% - на позитивную. По сравнению с 2005 г. число оптимистов возросло на 8%, а число пессимистов сократилось на 9%.

Основные нормы морали не подвержены влиянию времени, они всегда актуальны, полагают 60% россиян. Напротив, 35% опрошенных считают, что многие моральные нормы сегодня устарели. Первая точка зрения доминирует во всех возрастных группах, за исключением самой молодой (18-24 лет). Ещё два года назад оба суждения имели практически одинаковое число сторонников (по 47-48%), сейчас очевиден крен в сторону неизменности моральных принципов.

«Я лучше не добьюсь успеха в жизни, но никогда не переступлю через моральные принципы и нормы», этим тезисом руководствуются 55% опрошенных. А 35% респондентов отмечают, что для достижения успеха иногда приходится нарушать моральные принципы. Среди опрошенных до 35 лет преобладает мнение, что ради успеха можно переступать через нормы морали, в группах старше 35 лет больше тех, для кого соблюдение норм морали важнее успеха в жизни. В 2005 г. «прагматиков», готовых нарушить моральные нормы, было чуть больше - 40%.

Поддержание благоприятного морально-нравственного климата в обществе невозможно без участия государства, считает большинство респондентов - 76% (от 63% в группе 18-24 лет до 82% в группе «60+»); причём за два года доля сторонников этого мнения возросла на 10%. Не согласны с этой точкой зрения 18% россиян, полагающих, что мораль и нравственность - это сфера частной жизни человека, в которую государство вмешиваться не должно.

Решение на властном уровне проблемы падения морали очень важно, по мнению 48% респондентов. Ещё 38% полагают, что довольно важно. А 8% опрошенных считают, что это скорее не имеет значения. Чем старше респонденты, тем более важным им представляется участие органов власти в решение проблем нравственности.

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07