МОСКВА, 23 декабря 2005 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как россияне собираются встречать Новый год, сколько примерно планируют потратить на его празднование, что собираются подарить близким и друзьям. Опрос проводился по заказу радиокомпании "Маяк".
Большинство россиян удивительно устойчиво в своих предпочтениях: за два последних года их планы относительно встречи Нового года практически никак не изменились. Подавляющее большинство, 74% опрошенных (два года назад – 73%) собираются встречать Новый год дома, еще 15% пойдут в гости. Более активные формы празднования выбирают только 5% россиян. Из «активистов» 3% намерены пойти в ресторан, клуб или ни дискотеку, по 1% – поехать на дачу или в загородный пансионат, дом отдыха. Не собираются отмечать праздник только 2% респондентов.
Россияне, встречающие Новый год не дома – это в основном молодые люди 18–24 лет. Из них 35% планируют пойти в гости, 6% – в ресторан, клуб или на дискотеку. Только 46% 18-25-летних проведут праздник дома, тогда как в других возрастных группах «домоседов» уверенное большинство – от 65% среди 25–34-летних до 87% в группе 60 лет и старше.
На новогодний стол каждый второй россиянин (50%) планирует потратить не более 1000 рублей; каждый четвёртый (26%) – от 1001 до 3000 рублей, лишь 5% –свыше этой суммы. На подарки близким и друзьям половина опрошенных собираются израсходовать до 1000 рублей, 18% – от 1001 до 3000 рублей, 5% – более того. Другие расходы (елки для детей, туристические поездки, посещение театров, ресторанов и т. д.) у трети респондентов составят не более 1000 рублей, у 8% от 1001 до 3000 рублей, у 2% свыше этой суммы.
За прошедшие два года число тех, кто не планирует расходы на новогодний стол, почти не изменилось (9% в 2003 г. и 7% в 2005 г.), одновременно сократилось число тех, кто не планирует расходы на подарки (с 20 до 15%) и, особенно, иные траты (с 54 до 39%).
Самые распространённые подарки друзьям и близким по случаю Нового года – сувениры (авторучки, блокноты, портмоне и т. д.), их собирается вручать каждый третий опрошенный (33%). Популярны в качестве новогоднего подарка также конфеты, спиртные напитки, деликатесы (26%), игрушки (23%), парфюмерия, косметика, бижутерия (21%). Дорогие подарки готовы сделать немногие: по 4% намерены подарить ювелирные украшения и бытовую технику, 3% – мобильные телефоны, лишь 1% видеокамеру, телевизор и т. п., менее 1% – компьютер. «Подарочные наборы» жителей столиц и других типов поселения в целом похожи. Единственное существенное отличие в том, что москвичи и петербуржцы чаще дарят друзьям и близким билеты на концерты и в театры (13%).