Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Олег Елков/ТАСС
Медиа

Новости, достойные доверия

Доверие россиян к информации из соцсетей и блогов постепенно растет.
Фото:
Коротко о главном
  • Топ-3 источников новостей о событиях в стране для россиян: ТВ (40%, −13 п.п. к 2018 г.), новостные сайты (19%), социальные сети (14%, −6 п.п. к 2020 г.).
  • Объективность ТВ (26%, −20 п.п. к 2016 г.) и интернет-источников (социальные сети — 24%, +14 п.п. к 2016 г.; новостные сайты — 22%) в глазах россиян практически одинакова.
  • Считают, что центральные СМИ в последние годы стали объективнее, 32%; столько же полагают, что ничего не изменилось (32%).
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • Топ-3 источников новостей о событиях в стране для россиян: ТВ (40%, −13 п.п. к 2018 г.), новостные сайты (19%), социальные сети (14%, −6 п.п. к 2020 г.).
  • Объективность ТВ (26%, −20 п.п. к 2016 г.) и интернет-источников (социальные сети — 24%, +14 п.п. к 2016 г.; новостные сайты — 22%) в глазах россиян практически одинакова.
  • Считают, что центральные СМИ в последние годы стали объективнее, 32%; столько же полагают, что ничего не изменилось (32%).

МОСКВА, 26 декабря 2023 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты мониторингового опроса россиян о СМИ.

Одно сплошное телевидение

Герой известного фильма «Москва слезам не верит» считал, что в будущем нас ждет одно сплошное телевидение. Он не мог и представить себе, что у голубого экрана появится такой серьезный соперник, как интернет. Пока телевидению удается сохранять лидирующие позиции: четверо из десяти россиян назвали его главным источником новостей о событиях в нашей стране (40%), но пять лет назад показатель был выше на 13 п.п. (2018 г. — 53%). На втором месте глобальная сеть (новостные, аналитические, информационные сайты — 19%, социальные блоги, сети — 14%, мессенджеры — 11%). Бумажная пресса (газеты — 1%, журналы — <1%) и радио (2%) практически исчезла из числа основных каналов информирования россиян.

Медиапредпочтения россиян с 2018 г. изменились: телевидение стало менее популярным, а интерес к интернет-каналам то рос, то падал. Аудитория новостных сайтов в последние пять лет находится примерно на одном уровне (2018 г. — 18%, 2020 г. — 23%, 2021 г. — 20%, 2023 г. — 19%), пик внимания к социальным сетям пришелся на 2020-2021 гг. (20-21%), но сегодня вновь снизился до уровня 2018 г. (14%). В 2020 г. и сайты, и социальные сети звучали в ответах чаще, вероятно, это следствие «домашнего» образа жизни, вызванного пандемией. Максимальный рост аудитории демонстрируют мессенджеры, за два года процент россиян, выбирающих их в качестве главного источника новостей, вырос почти в три раза (2021 г. — 4%, 2023 г. — 11%).

Подобные трансформации в медиапотреблении могут объясняться разными причинами: развитием технологий и доступностью интернета, потребностью в актуальной и разнообразной информации, в том числе запросом на альтернативные взгляды на текущие события, а также развитием мессенджеров и ростом их популярности. Кроме того, интернет-источники, социальные сети, мессенджеры через подписки позволяют получать персонализированную информацию, что может быть для кого-то предпочтительнее, чем ТВ.

Выбор источника новостей о событиях в стране имеет заметную возрастную специфику. Интерес к телевидению остается высоким у россиян старше 45 лет (45-59 лет — 46%, старше 60 лет — 70% vs. 9-12% в группе до 35 лет). Молодежная аудитория отдает предпочтение глобальной сети для получения новостей. Причем в этой группе лидируют социальные сети, хоть и с небольшим отрывом (25% в группе до 25 лет и 28% в группе 25-34 лет). Молодежь также чаще просматривает мессенджеры (23% и 19%).

  • Женщины чаще мужчин называют телевидение (45% vs. 34% мужчин), а мужчины — социальные сети (16% vs. 12%) и мессенджеры (13% vs. 9%).
  • Чем крупнее населенный пункт, тем чаще его жители выбирают в качестве основного источника информирования о событиях в стране новостные сайты (30% столичных жителей vs. 12% сельчан), социальные сети (19% столичных жителей vs. 9% сельчан) и мессенджеры (14% столичных жителей vs. 9% сельчан). На селе и в небольших городских населенных пунктах (до 100 тыс. чел.) ТВ называет каждый второй (48-52%).

 

В поисках объективности

В идеале СМИ должны стремиться к точной и всесторонней подаче информации, представлять различные точки зрения и давать возможность читателям/зрителям сформировать свое собственное мнение. Наши соотечественники полагают, что сегодня найти объективную информацию о событиях в России можно как на телевидении (26%), так и в интернете (в социальных сетях — 24%, на аналитических сайтах — 22%). За время измерений восприятие ТВ как объективного источника информации постепенно падало (2016 г. — 46%, 2017 г. — 43%, 2018 г. — 34%, 2019 г. — 30%), а социальных сетей, наоборот, росло (2016 г. — 10%, 2017 г. — 13%, 2018 г. — 18%, 2019 г. — 15%).

  • Чаще других считают объективными интернет-сайты россияне до 45 лет (33-28% vs. 13-18% в группе старше 45 лет), жители крупных городов с численностью населения более 500 тыс. чел. (27-33% vs. 16% среди жителей небольших населенных пунктов с численностью населения до 100 тыс. чел. и жителей села), а также активные пользователи интернета (31% vs. 2% среди телезрителей).
  • Социальные сети и блоги считают объективными мужчины (27% vs. 21% женщин), молодежь до 35 лет (35-44%), столичные жители (32%) и активные пользователи интернета (38% vs. 1% среди телезрителей).
  • Телевидение — женщины (32% vs. 19% мужчин), опрошенные старше 60 лет (51% vs. 5-13% среди россиян до 45 лет), сельские жители (38%) и активные телезрители (68% vs. 1% среди тех, кто предпочитает интернет).

Каждый третий россиянин считает, что освещение событий в стране центральными средствами массовой информации в последние 2-3 года стало более объективным (32%). Показатель вернулся к уровню 2018-2019 гг. (по 34%) после снижения в период пандемии 2020-2021 гг. (по 23%). Еще треть полагает, что в последние 2-3 года ничего не изменилось (32%), каждый четвертый говорит о снижении объективности (24%, −10 п.п. к 2020-2021 гг.).

  • В большей степени рост объективности центральных СМИ замечают женщины (38% vs. 25% мужчин), это мнение также становится популярнее с возрастом (49% в группе старше 60 лет). Среди предпочитающих ТВ показатель составляет 53% (vs. 15% в группе «интернетчиков»).

 

 

17 декабря 2023 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 17 декабря 2023 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,8319; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0216; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,1115. Рассчитан в соответствии с корпоративным стандартом:  

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Что для Вас служит главным источником новостей о событиях в нашей стране?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

2018

2020

2021

2023

Телевидение

53

38

42

40

Интернет — новостные, аналитические, официальные сайты

18

23

20

19

Интернет — социальные сети, блоги

14

20

21

14

Мессенджеры (Вотсапп, Телеграм, Вайбер и другое)*

 -

 -

4

11

Разговоры с людьми

7

7

5

8

Радио

3

5

2

2

Газеты

3

2

1

1

Журналы

<1

<1

<1

<1

Ничего из перечисленного

1

3

2

2

Затрудняюсь ответить

1

1

3

3

* В 2018, 2020 гг. данного варианта ответа не было.

Что для Вас служит главным источником новостей о событиях в нашей стране?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Телевидение

40

34

45

9

12

24

46

70

Интернет — новостные, аналитические, официальные сайты

19

19

19

24

24

27

18

10

Интернет — социальные сети, блоги

14

16

12

25

28

15

11

4

Мессенджеры (Вотсапп, Телеграм, Вайбер и другое)

11

13

9

23

19

16

8

2

Разговоры с людьми

8

9

7

9

10

11

10

4

Радио

2

2

2

2

<1

3

1

3

Газеты

1

<1

1

<1

<1

<1

1

2

Журналы

<1

<1

<1

<1

<1

<1

<1

<1

Ничего из перечисленного

2

2

2

1

3

2

1

2

Затрудняюсь ответить

3

5

3

7

4

2

4

3

* В 2016, 2017 гг. данного варианта ответа не было.

По Вашему мнению, где проще найти объективную информацию о событиях в России?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

2016**

2017

2018

2019

2023

Телевидение

46

43

34

30

26

Интернет — социальные сети, блоги

10

13

18

15

24

Интернет — новостные, аналитические, официальные сайты

22

20

19

18

22

Разговоры с людьми

7

10

13

9

11

Газеты

4

4

3

3

1

Радио

1

2

1

2

1

Ничего из перечисленного

10

8

4

15

7

Затрудняюсь ответить*

 -

8

8

8

* В 2016, 2017 гг. данного варианта ответа не было.

** Опросы проводились методом поквартирных face-to-face интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию и федеральному округу. Объем выборки составляет 1600 респондентов.

По Вашему мнению, где проще найти объективную информацию о событиях в России?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Телевидение

26

19

32

5

9

13

28

51

Интернет — социальные сети, блоги

24

27

21

44

35

28

23

10

Интернет — новостные, аналитические, официальные сайты

22

22

21

33

31

28

18

13

Разговоры с людьми

11

13

9

4

11

13

15

9

Радио

1

1

1

2

<1

1

2

2

Газеты

1

1

2

<1

<1

1

1

3

Журналы

<1

<1

<1

<1

<1

<1

<1

<1

Ничего из перечисленного

7

7

7

7

9

9

8

4

Затрудняюсь ответить

8

10

7

5

5

7

5

5

Считаете ли Вы, что освещение событий в стране центральными средствами массовой информации в последние 2-3 года стало…

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

2018

2019

2020

2021

2023

Более объективным

34

34

23

23

32

Осталось на прежнем уровне

30

34

37

32

32

Менее объективным

31

25

34

34

24

Затрудняюсь ответить

5

7

6

11

12

Считаете ли Вы, что освещение событий в стране центральными средствами массовой информации в последние 2-3 года стало…

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Более объективным

32

25

38

25

17

22

33

49

Осталось на прежнем уровне

32

36

29

38

41

38

30

23

Менее объективным

24

27

21

27

29

28

26

15

Затрудняюсь ответить

12

12

12

10

13

12

11

13

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07