МОСКВА, 26 декабря 2023 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты мониторингового опроса россиян о СМИ.
Одно сплошное телевидение |
Герой известного фильма «Москва слезам не верит» считал, что в будущем нас ждет одно сплошное телевидение. Он не мог и представить себе, что у голубого экрана появится такой серьезный соперник, как интернет. Пока телевидению удается сохранять лидирующие позиции: четверо из десяти россиян назвали его главным источником новостей о событиях в нашей стране (40%), но пять лет назад показатель был выше на 13 п.п. (2018 г. — 53%). На втором месте глобальная сеть (новостные, аналитические, информационные сайты — 19%, социальные блоги, сети — 14%, мессенджеры — 11%). Бумажная пресса (газеты — 1%, журналы — <1%) и радио (2%) практически исчезла из числа основных каналов информирования россиян.
Медиапредпочтения россиян с 2018 г. изменились: телевидение стало менее популярным, а интерес к интернет-каналам то рос, то падал. Аудитория новостных сайтов в последние пять лет находится примерно на одном уровне (2018 г. — 18%, 2020 г. — 23%, 2021 г. — 20%, 2023 г. — 19%), пик внимания к социальным сетям пришелся на 2020-2021 гг. (20-21%), но сегодня вновь снизился до уровня 2018 г. (14%). В 2020 г. и сайты, и социальные сети звучали в ответах чаще, вероятно, это следствие «домашнего» образа жизни, вызванного пандемией. Максимальный рост аудитории демонстрируют мессенджеры, за два года процент россиян, выбирающих их в качестве главного источника новостей, вырос почти в три раза (2021 г. — 4%, 2023 г. — 11%).
Подобные трансформации в медиапотреблении могут объясняться разными причинами: развитием технологий и доступностью интернета, потребностью в актуальной и разнообразной информации, в том числе запросом на альтернативные взгляды на текущие события, а также развитием мессенджеров и ростом их популярности. Кроме того, интернет-источники, социальные сети, мессенджеры через подписки позволяют получать персонализированную информацию, что может быть для кого-то предпочтительнее, чем ТВ.
Выбор источника новостей о событиях в стране имеет заметную возрастную специфику. Интерес к телевидению остается высоким у россиян старше 45 лет (45-59 лет — 46%, старше 60 лет — 70% vs. 9-12% в группе до 35 лет). Молодежная аудитория отдает предпочтение глобальной сети для получения новостей. Причем в этой группе лидируют социальные сети, хоть и с небольшим отрывом (25% в группе до 25 лет и 28% в группе 25-34 лет). Молодежь также чаще просматривает мессенджеры (23% и 19%).
|
В поисках объективности |
В идеале СМИ должны стремиться к точной и всесторонней подаче информации, представлять различные точки зрения и давать возможность читателям/зрителям сформировать свое собственное мнение. Наши соотечественники полагают, что сегодня найти объективную информацию о событиях в России можно как на телевидении (26%), так и в интернете (в социальных сетях — 24%, на аналитических сайтах — 22%). За время измерений восприятие ТВ как объективного источника информации постепенно падало (2016 г. — 46%, 2017 г. — 43%, 2018 г. — 34%, 2019 г. — 30%), а социальных сетей, наоборот, росло (2016 г. — 10%, 2017 г. — 13%, 2018 г. — 18%, 2019 г. — 15%).
|
Каждый третий россиянин считает, что освещение событий в стране центральными средствами массовой информации в последние 2-3 года стало более объективным (32%). Показатель вернулся к уровню 2018-2019 гг. (по 34%) после снижения в период пандемии 2020-2021 гг. (по 23%). Еще треть полагает, что в последние 2-3 года ничего не изменилось (32%), каждый четвертый говорит о снижении объективности (24%, −10 п.п. к 2020-2021 гг.).
|