Фото: Артем Геодакян/ТАСС
Регионы России

Новогодняя Москва глазами москвичей

Праздничное оформление Москвы воспринимается горожанами как важная часть новогодней атмосферы. Оно создает настроение, усиливает привлекательность столицы для туристов и становится символом живого, современного и динамичного города.
Фото:
Коротко о главном
  • 96% москвичей отмечают привлекательность праздничного оформления города.
  • 93% москвичей позитивно относятся к праздничному украшению Москвы и заявляют, что новогоднее оформление способствует созданию у них праздничного настроения.
  • 89% москвичей довольны праздничным оформлением столицы к Новому году.
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • 96% москвичей отмечают привлекательность праздничного оформления города.
  • 93% москвичей позитивно относятся к праздничному украшению Москвы и заявляют, что новогоднее оформление способствует созданию у них праздничного настроения.
  • 89% москвичей довольны праздничным оформлением столицы к Новому году.

МОСКВА, 6 ноября 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ по заказу Ассоциации наружного освещения представляет результаты опроса москвичей о новогоднем украшении столицы.

Огни большого города

Новогоднее оформление — это не только эстетика, но и социокультурный феномен. С его помощью город выстраивает эмоциональную связь с жителями, возвращает им ощущение праздника, детства, домашнего тепла. Праздничное оформление города действительно воспринимается москвичами как значимый элемент городской среды: девять из десяти (90%) посещали праздничные локации, столько же (89%) положительно оценивают праздничное оформление столицы, и абсолютное большинство отмечают привлекательность праздничного оформления города (96%), то есть горожане воспринимают его как важную часть новогодней атмосферы.

Праздник к нам приходит!

Праздничное оформление Москвы уверенно выполняет свою главную задачу — создает атмосферу праздника. Почти все москвичи (93%) признают, что городские огни и украшения помогают почувствовать приближение Нового года. Это не просто декорации, а важный эмоциональный фактор: праздничное оформление объединяет жителей общим чувством ожидания и радости.

При этом оценка москвичей свидетельствует о высокой динамике восприятия праздничного оформления города: 71% считает, что новогоднее оформление улучшилось за последние годы. Горожане воспринимают праздничное оформление столицы как современное, динамичное и эмоционально насыщенное, а нынешняя концепция описывается как вдохновляющая, разнообразная и соответствующая духу города. Праздничное убранство ассоциируется также с технологичностью и оригинальностью, что говорит о высоком уровне визуальной культуры и продуманности подхода к новогоднему украшению столицы.

Общественное восприятие праздничного оформления Москвы исключительно позитивное. Горожане чаще всего слышат от знакомых одобрительные отзывы об украшении города (77%), что еще раз подтверждает: новогодний облик столицы вызывает эмоциональный отклик и становится темой для доброжелательных разговоров.

Фотография на память

Праздничное оформление становится не только визуальным фоном, но и частью личных городских практик. Ярким маркером привлекательности локации является их «фотопривлекательность»: больше половины москвичей (54%) фотографируются на фоне огней и инсталляций. Фото на фоне украшений указывает, что праздник проживается персонально: люди фиксируют настроение города, делают его частью своих воспоминаний, делятся им в социальных сетях.

Медиаанализ публикаций в социальных медиа подтверждает: новогодняя Москва генерирует миллионы публикаций в соцсетях, ее новогодние локации становятся трендами в социальных сетях, а праздничное оформление делает ее самым фотогеничным городом страны. Максимальное число фотографий приходится на последнюю неделю года и новогодние каникулы с резким спадом после завершения праздников.

Экономический эффект

Праздничное оформление Москвы воспринимается не только как элемент городской эстетики, но и как значимый фактор туристической привлекательности. Подавляющее большинство жителей (89%) уверены, что огни, витрины и инсталляции делают столицу более притягательной для гостей. Москвичи готовы рекомендовать зимнюю Москву туристам, они воспринимают ее как бренд и считают, что атмосфера праздника — самостоятельный повод для визита (89% оценивают готовность рекомендации на 7 баллов и выше). При этом отношение к росту туристического потока в целом позитивное или нейтральное (91% в сумме): жители видят в этом развитие городской жизни, а не источник дискомфорта.

Праздничная подсветка рассматривается и как экономический драйвер (75%): украшения усиливают интерес к магазинам и кафе, создают дополнительный трафик и формируют ту самую «городскую витрину», которая одновременно работает и на настроение, и на экономику.

 

Автор: Татьяна Смак

10-11 марта 2025 года

Всероссийский интернет-опрос «ВЦИОМ-Онлайн»

2400 опрошенныхВ опросе приняли участие 2400 москвичей в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — интернет-опрос по формализованной анкете на базе вероятностной панели «ВЦИОМ-онлайн». Участники панели рекрутируются в ходе ежедневного всероссийского телефонного (CATI) опроса «Спутник», который проводится по случайной (RDD) выборке мобильных номеров из полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные всероссийского интернет-опроса взвешены по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки предельная погрешность с вероятностью 95% не превышает 3,1%. Помимо погрешности выборки, смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Медиаанализ публикаций в социальных медиа проведен в период 15.11.2024-15.02.2025. Анализ проведен на основе массива из 995 348 фотографий, опубликованных пользователями соцсети «ВКонтакте», указавших Москву как город проживания. Из общего пула были отобраны 9 316 фотографий, относящихся к праздничному (новогоднему) оформлению города. Для чистоты выборки был применен фильтр релевантности, исключающий: селфи и портреты, текстовые и скриншот-изображения, рекламные баннеры и контент, не связанный с городской средой. В анализ включались фотографии, опубликованные с ноября по февраль, с фиксацией месяца публикации и объекта съемки. Оценка тематики проведена по долям изображений, на которых зафиксированы различные элементы праздничного декора.

Наталья Даудрих
Руководитель исследовательского блока Аналитического центра ВЦИОМ

«Большинство москвичей довольны зимним оформлением столицы и воспринимают появление украшений на городских улицах как маркер комфорта, адаптации под ритмы жизни. Разнообразие световых конструкций и иллюминации помогает в повседневной суете заметить яркие и эмоциональные моменты, это считывается как приглашение в знакомую с детства сказку.

Новогодние декорации становятся частью городской среды и формируют новые традиции, например, посещение ярмарочных локаций вместе с приехавшими на праздники гостями. Прогулки по красивым, ярким улицам, паркам становятся новым поводом для встреч и общения с друзьями и знакомыми.

Фотографии на фоне особенно понравившихся праздничных конструкций (их делали более половины горожан) можно рассматривать как закономерный результат высоких оценок, желания сохранить волшебное настроение. Световые украшения улиц москвичи часто оценивают не только как вдохновляющие и разнообразные, но и замечают их современность и технологическую продвинутость. Уличные украшения помогают выстраивать городскую идентичность, стимулируют активное использование общественных пространств, а высокая освещенность даже снижает риски конфликтных ситуаций. Результаты исследования позволяют рассматривать праздничное световое оформление как эффективный инструмент формирования связи между городом и жителями, создающий ощущение домашнего уюта в современном мегаполисе».

Перейти к странице эксперта


06 ноября 2025

Какие из следующих мест в городе Вы посещали с целью отдыха, досуга за последние три месяца, т.е. в зимний сезон?

(закрытый вопрос, любое кол-во ответов, % от всех опрошенных)

Парки, скверы в районе проживания

73

Центральные улицы (Тверская, Арбат, Никольская и пр.)

57

Туристические места, площади в центре (Красная площадь, Манежная, Театральная, Кузнецкий мост, Лубянская площадь и пр.)

49

ВДНХ

37

Крупные парки (Коломенское, Царицыно, Парк Горького и пр.)

37

Новогодние ярмарки

31

Локации «Путешествие в Рождество»

18

Ничего из перечисленного не посещал

10

Затрудняюсь ответить

0,3

Насколько Вы довольны праздничным новогодним оформлением города в этом году?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Полностью / скорее доволен

89

Совсем / скорее не доволен

7

Затрудняюсь ответить

4

На Ваш взгляд, существующее новогоднее праздничное оформление способствует или нет созданию праздничного настроения?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Определенно / скорее да

93

Определенно / скорее нет

5

Затрудняюсь ответить

2

Как Вы считаете, за последние несколько лет качество праздничного новогоднего оформления Москвы изменилось или нет? Если да, то в какую сторону?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Существенно / скорее улучшилось

71

Существенно / скорее ухудшилось

8

Практически не изменилось

15

Затрудняюсь ответить

6

На Ваш взгляд, насколько подходит каждое из описаний к концепции праздничного новогоднего оформления города в этом году?

(закрытый вопрос, один ответ в каждой паре, % от всех опрошенных)

 

Скорее первое

Скорее второе

Затрудняюсь ответить

1. Современная — 2. Морально устаревшая

82

10

8

1. Вдохновляющая — 2. Скучная

80

9

11

1. Разнообразная — 2. Однообразная

75

19

6

1. Технологически продвинутая — 2. Технологически отсталая

74

9

17

1. Соответствующая духу и динамике Москвы — 2. Требующая переосмысления

71

19

10

1. Оригинальная — 2. Банальная

70

21

9

Какие отзывы о праздничном оформлении Москвы в этом году Вы чаще слышали от окружающих, знакомых?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Только положительные

30

Чаще положительные, чем отрицательные

47

Чаще отрицательные, чем положительные

3

Только отрицательные

1

Не слышал ни положительных, ни отрицательных отзывов

16

Затрудняюсь ответить

3

В этом году Вы делали фотографии на фоне элементов праздничного оформления в городе или нет?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Делал много фотографий

10

Делал немного фотографий

44

Не делал фотографии

46

Другое

0

Затрудняюсь ответить

0

Распределение фотографий по месяцам (по данным медиаанализа социальных медиа)

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

475 (8%)

2314 (37%)

2659 (43%)

776 (12%)

На Ваш взгляд, праздничное оформление города влияет на привлекательность Москвы для туристов или нет?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Скорее влияет, больше людей хотят приехать

89

Скорее не влияет, вряд ли это важный фактор выбора

9

Затрудняюсь ответить

2

Насколько Вы готовы рекомендовать посетить зимнюю Москву в качестве туриста? Оцените по шкале от 1 (совсем не готов рекомендовать) до 10 (точно готов рекомендовать)

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

1 — Совсем не готов рекомендовать

3

2

0

3

1

4

1

5

3

6

2

7

7

8

12

9

11

10 — Точно готов рекомендовать

59

Затрудняюсь ответить

1

А Вы лично как относитесь к росту числа туристов в городе в новогодние праздники?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Положительно

52

Нейтрально

39

Отрицательно

7

Другое

1

Затрудняюсь ответить

1

Как Вы думаете, праздничное оформление города помогает расположенным рядом магазинам, заведениям общественного питания привлечь покупателей, повысить продажи или нет?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Скорее помогает, праздничные украшения вызывают интерес, привлекают потенциальных покупателей

75

Скорее нет заметного влияния на продажи, люди приходят с другими целями

17

Затрудняюсь ответить

8

Тематический каталог

Эксперты АЦ ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07