МОСКВА, 6 ноября 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ по заказу Ассоциации наружного освещения представляет результаты опроса москвичей о новогоднем украшении столицы.
Огни большого города |
Новогоднее оформление — это не только эстетика, но и социокультурный феномен. С его помощью город выстраивает эмоциональную связь с жителями, возвращает им ощущение праздника, детства, домашнего тепла. Праздничное оформление города действительно воспринимается москвичами как значимый элемент городской среды: девять из десяти (90%) посещали праздничные локации, столько же (89%) положительно оценивают праздничное оформление столицы, и абсолютное большинство отмечают привлекательность праздничного оформления города (96%), то есть горожане воспринимают его как важную часть новогодней атмосферы.
Праздник к нам приходит! |
Праздничное оформление Москвы уверенно выполняет свою главную задачу — создает атмосферу праздника. Почти все москвичи (93%) признают, что городские огни и украшения помогают почувствовать приближение Нового года. Это не просто декорации, а важный эмоциональный фактор: праздничное оформление объединяет жителей общим чувством ожидания и радости.
При этом оценка москвичей свидетельствует о высокой динамике восприятия праздничного оформления города: 71% считает, что новогоднее оформление улучшилось за последние годы. Горожане воспринимают праздничное оформление столицы как современное, динамичное и эмоционально насыщенное, а нынешняя концепция описывается как вдохновляющая, разнообразная и соответствующая духу города. Праздничное убранство ассоциируется также с технологичностью и оригинальностью, что говорит о высоком уровне визуальной культуры и продуманности подхода к новогоднему украшению столицы.
Общественное восприятие праздничного оформления Москвы исключительно позитивное. Горожане чаще всего слышат от знакомых одобрительные отзывы об украшении города (77%), что еще раз подтверждает: новогодний облик столицы вызывает эмоциональный отклик и становится темой для доброжелательных разговоров.
Фотография на память |
Праздничное оформление становится не только визуальным фоном, но и частью личных городских практик. Ярким маркером привлекательности локации является их «фотопривлекательность»: больше половины москвичей (54%) фотографируются на фоне огней и инсталляций. Фото на фоне украшений указывает, что праздник проживается персонально: люди фиксируют настроение города, делают его частью своих воспоминаний, делятся им в социальных сетях.
Медиаанализ публикаций в социальных медиа подтверждает: новогодняя Москва генерирует миллионы публикаций в соцсетях, ее новогодние локации становятся трендами в социальных сетях, а праздничное оформление делает ее самым фотогеничным городом страны. Максимальное число фотографий приходится на последнюю неделю года и новогодние каникулы с резким спадом после завершения праздников.
Экономический эффект |
Праздничное оформление Москвы воспринимается не только как элемент городской эстетики, но и как значимый фактор туристической привлекательности. Подавляющее большинство жителей (89%) уверены, что огни, витрины и инсталляции делают столицу более притягательной для гостей. Москвичи готовы рекомендовать зимнюю Москву туристам, они воспринимают ее как бренд и считают, что атмосфера праздника — самостоятельный повод для визита (89% оценивают готовность рекомендации на 7 баллов и выше). При этом отношение к росту туристического потока в целом позитивное или нейтральное (91% в сумме): жители видят в этом развитие городской жизни, а не источник дискомфорта.
Праздничная подсветка рассматривается и как экономический драйвер (75%): украшения усиливают интерес к магазинам и кафе, создают дополнительный трафик и формируют ту самую «городскую витрину», которая одновременно работает и на настроение, и на экономику.
Автор: Татьяна Смак
«Большинство москвичей довольны зимним оформлением столицы и воспринимают появление украшений на городских улицах как маркер комфорта, адаптации под ритмы жизни. Разнообразие световых конструкций и иллюминации помогает в повседневной суете заметить яркие и эмоциональные моменты, это считывается как приглашение в знакомую с детства сказку.
Новогодние декорации становятся частью городской среды и формируют новые традиции, например, посещение ярмарочных локаций вместе с приехавшими на праздники гостями. Прогулки по красивым, ярким улицам, паркам становятся новым поводом для встреч и общения с друзьями и знакомыми.
Фотографии на фоне особенно понравившихся праздничных конструкций (их делали более половины горожан) можно рассматривать как закономерный результат высоких оценок, желания сохранить волшебное настроение. Световые украшения улиц москвичи часто оценивают не только как вдохновляющие и разнообразные, но и замечают их современность и технологическую продвинутость. Уличные украшения помогают выстраивать городскую идентичность, стимулируют активное использование общественных пространств, а высокая освещенность даже снижает риски конфликтных ситуаций. Результаты исследования позволяют рассматривать праздничное световое оформление как эффективный инструмент формирования связи между городом и жителями, создающий ощущение домашнего уюта в современном мегаполисе».
Перейти к странице эксперта