МОСКВА, 23 января 2023 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные мониторингового опроса о новогодних тратах россиян.
Тратить нельзя экономить |
Празднование Нового года – это не только долгожданный оливье, елка и семейные встречи, обратная сторона мероприятия – эмоциональные, временные и финансовые затраты. Что касается последних, то в этом году россиянам почти удалось уложиться в запланированный бюджет. Те, кто назвал конкретную сумму на празднование Нового года в среднем собирались потратить 37.668 рублей. Фактические расходы немного превысили планы и составили 38.493 рубля (при среднегодовой инфляции в 12%). В 2023 году реальные новогодние траты превысили запланированные лишь на 2%. Подобная ситуация скорее исключение, чем правило: последние три года фактические расходы ощутимо превышали планируемые (2020 г. – 28%, 2021 г. – 23%, 2022 г. – 31%). Сэкономить на новогодних праздниках россиянам вовсе удавалось только один раз за всю историю измерений – в 2018 году.
|
Новогодний стол, подарки и развлечения |
В России изменилась структура новогодних трат. Если в предыдущие годы расходы были практически равномерно распределены между тремя категориями – праздничным столом, подарками и досугом, то сегодня лидирует последняя (9.462 рубля, 13.744 рубля и 15.287 рублей соответственно). Результаты недавнего опроса ВЦИОМ также показывают, что в российском обществе постепенно формируется запрос на разнообразие новогоднего досуга: с каждым годом (за исключением локдауна) «домоседов» в январские праздники становится все меньше. Одно из объяснений данной тенденции – изменение модели потребительского поведения, переориентация внимания с материальных вещей на эмоции, впечатления. Как результат – желание ярко и насыщенно провести длинные выходные. В этом же отчасти видится причина ощутимого повышения трат в сравнении с прошлым годом (прирост к 2022 г. составил 41%): в 2022 году процент тех, кто провел каникулы дома, был вдвое больше (12% vs. 23%), а значит потребность тратить была меньше.
Интересным фактом является то, что на встречу 2023 года россияне потратили на 41% больше, чем на встречу 2022 года! И это с учетом того, что ушедший 2022 год стал «куда более непростым», чем «просто непростой» год-предшественник. В классической экономической теории предполагается, что люди ведут себя рационально – тратят в «жирные» годы и экономят в годы «тощие». В целом, это так, но, как говорится, «есть нюансы».
Согласно направлению в экономической теории, которое называется «поведенческая экономика», люди принимают решения о финансовых тратах, не только исходя из рациональных калькуляций и точного подсчета, сколько денег осталось у них в кошельке, но и под влиянием психологических и эмоциональных факторов. Если трата денег даёт то или иное психологическое удовлетворение, то на нее импульсно и подсознательно идут. Ну, и, кроме того, возвращаясь к российской специфике ушедшего года, залить тратами тревожность и подарить себе удовольствие в моменте, чтобы меньше беспокоиться, а потом пост-фактум рационализировать, что «праздник – хорошее время, чтобы побаловать себя и сделать приятное другим» - это вполне человеческая реакция на проявления фатума и хрупкости мироздания.