Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Экономика

Новогодние траты-2023: ожидание и реальность

Средние траты россиян на празднование Нового года выросли на рекордные 41%. Основная статья расходов – досуг.
Фото:
Коротко о главном
  • На празднование Нового года россияне в среднем собирались потратить 37,6 тыс. рублей.
  • Реальные траты опрошенных составили в среднем 38,5 тыс. рублей.
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • На празднование Нового года россияне в среднем собирались потратить 37,6 тыс. рублей.
  • Реальные траты опрошенных составили в среднем 38,5 тыс. рублей.

МОСКВА, 23 января 2023 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные мониторингового опроса о новогодних тратах россиян.

Тратить нельзя экономить

Празднование Нового года – это не только долгожданный оливье, елка и семейные встречи, обратная сторона мероприятия – эмоциональные, временные и финансовые затраты. Что касается последних, то в этом году россиянам почти удалось уложиться в запланированный бюджет. Те, кто назвал конкретную сумму на празднование Нового года в среднем собирались потратить 37.668 рублей. Фактические расходы немного превысили планы и составили 38.493 рубля (при среднегодовой инфляции в 12%). В 2023 году реальные новогодние траты превысили запланированные лишь на 2%. Подобная ситуация скорее исключение, чем правило: последние три года фактические расходы ощутимо превышали планируемые (2020 г. – 28%, 2021 г. – 23%, 2022 г. – 31%). Сэкономить на новогодних праздниках россиянам вовсе удавалось только один раз за всю историю измерений – в 2018 году.

  • Мужчины на празднование Нового года в среднем потратили на 21% больше, чем женщины (43 705 рублей vs. 34 423 рубля соответственно).
  • Максимум расходов пришелся на молодых россиян 25-34 лет – 51.717 рублей. Из этой суммы почти половина – траты на новогодний досуг (елки для детей, посещение театров, ресторанов и др. – 24.675 рублей).

 

Новогодний стол, подарки и развлечения

В России изменилась структура новогодних трат. Если в предыдущие годы расходы были практически равномерно распределены между тремя категориями – праздничным столом, подарками и досугом, то сегодня лидирует последняя (9.462 рубля, 13.744 рубля и 15.287 рублей соответственно). Результаты недавнего опроса ВЦИОМ также показывают, что в российском обществе постепенно формируется запрос на разнообразие новогоднего досуга: с каждым годом (за исключением локдауна) «домоседов» в январские праздники становится все меньше. Одно из объяснений данной тенденции –  изменение модели потребительского поведения, переориентация внимания с материальных вещей на эмоции, впечатления. Как результат – желание ярко и насыщенно провести длинные выходные. В этом же отчасти видится причина ощутимого повышения трат в сравнении с прошлым годом (прирост к 2022 г. составил 41%): в 2022 году процент тех, кто провел каникулы дома, был вдвое больше (12% vs. 23%), а значит потребность тратить была меньше.

23 декабря 2022 г. и 13 января 2023 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95%
не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 23 декабря 2023 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,8193; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0200; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,1131. 


Основные показатели результативности опроса 13 января 2022 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,8098; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0223; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,1328. 

Рассчитаны в соответствии с корпоративным стандартом:

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью,
б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов,
о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов,
о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Сколько примерно денег Вы потратили на празднование Нового года?

(открытый вопрос, один ответ, средняя сумма расходов, в руб. по ответам тех, кто совершал соответствующие траты, прогнозируемые и фактические новогодние траты)

 

На новогодний стол

(руб.)

На подарки близким и родным
(руб.)

 

Другие расходы (елки для детей, туристические поездки, посещение театров, ресторанов и т.д.) (руб.)

Всего
(руб.)

Планировали потратить, 12.2005

1.155

1.105

902

3.162

Потратили, 01.2006

1.527

1.354

1.094

3.975

Планировали потратить, 12.2006

1.437

1.409

1.169

4.015

Потратили, 01.2007

1.590

1.336

1.099

4..025

Планировали потратить, 12.2007

1.762

1.764

1.431

4.957

Потратили, 01.2008

2.052

1.899

1.540

5.491

Планировали потратить, 12.2008

1.879

1.824

1.502

5.205

Потратили, 01.2009

2.282

2.063

1.449

5.794

Планировали потратить, 12.2009

2.116

2.057

1.653

5.826

Потратили, 01.2010

2.545

2.318

1.708

6.571

Планировали потратить, 12.2010

2.141

2.200

1.826

6.168

Потратили, 01.2011

2.676

2.518

2.272

7.466

Планировали потратить, 12.2011

2.417

2.497

2.040

6.953

Потратили, 01.2012

3.106

2.934

2.431

8.471

Планировали потратить, 12.2012

2.593

2.666

2.169

7.428

Потратили, 01.2013

3.198

3.028

2.428

8.654

Планировали потратить, 12.2013

2.824

2.853

2.437

8.113

Потратили, 01.2014

3.275

3.159

2.356

8.790

Планировали потратить, 12.2015

4.069

4.198

3.617

11.884

Потратили, 01.2016

4.192

4.233

3.723

12.148

Планировали потратить, 12.2016

4.164

4.338

3.895

12.397

Потратили, 01.2017

4.810

5.295

4.087

14.192

Планировали потратить, 12.2017

4.596

5.301

4.402

14.299

Потратили, 01.2018

4.764

5.459

3.972

14.195

Планировали потратить, 12.2018

4.413

5.007

4.335

13.755

Потратили, 01.2019

4.592

5.375

3.903

13.870

Планировали потратить, 12.2019

3.912

4.203

2.363

10.478

Потратили, 01.2020

4.708

5.505

4.231

14.446

Планировали потратить, 12.2020

4.622

5.088

3.535

13.245

Потратили, 01.2021

5.688

6.782

4.691

17.161

Планировали потратить, 12.2021

5.748

5.369

 

4.713

 

15.830

 

Потратили, 01.2022

7.643

8.458

6.701

22.802

Планировали потратить, 12.2022

8.106

15.184

14.377

37.668

Потратили, 01.2023

9.462

13.744

15.287

38.493

Прирост денежных трат в %

 

Превышение фактических расходов над запланированными (в %)

Увеличение фактических расходов (год к году, в %)

2006 г.

26

 

2007 г.

0

1

2008 г.

11

36

2009 г.

11

6

2010 г.

13

13

2011 г.

21

14

2012 г.

22

14

2013 г.

17

2

2014 г.

8

2

2016 г.

2

38

2017 г.

14

17

2018 г.

-1

0

2019 г.

1

-2

2020 г.

28

4

2021г.

23

16

2022 г.

31

25

2023  г.

2

41

Алексей Верижников
Директор ВЦИОМ-Консалтинг

Интересным фактом является то, что на встречу 2023 года россияне потратили на 41% больше, чем на встречу 2022 года! И это с учетом того, что ушедший 2022 год стал «куда более непростым», чем «просто непростой» год-предшественник. В классической экономической теории предполагается, что люди ведут себя рационально – тратят в «жирные» годы и экономят в годы «тощие». В целом, это так, но, как говорится, «есть нюансы».
 
Согласно направлению в экономической теории, которое называется «поведенческая экономика», люди принимают решения о финансовых тратах, не только исходя из рациональных калькуляций и точного подсчета, сколько денег осталось у них в кошельке, но и под влиянием психологических и эмоциональных факторов. Если трата денег даёт то или иное психологическое удовлетворение, то на нее импульсно и подсознательно идут. Ну, и, кроме того, возвращаясь к российской специфике ушедшего года, залить тратами тревожность и подарить себе удовольствие в моменте, чтобы меньше беспокоиться, а потом пост-фактум рационализировать, что «праздник – хорошее время, чтобы побаловать себя и сделать приятное другим» - это вполне человеческая реакция на проявления фатума и хрупкости мироздания.   
   


23 января 2023
Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07