МОСКВА, 9 января 2001 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опросов, проведенных по выборке, репрезентативной для взрослого (18 лет и старше) население России по полу, возрасту, уровню образования, региону и типу населенного пункта.
Автор текста: А.А. Голов
Прошли новогодние праздники. Прошло время делать и получать подарки. Две трети всех взрослых россиян собирались заняться и тем, и другим. Они намеревались и делать подарки, и ожидали их получать — т.е. обмениваться новогодними подарками. Примерно десятая часть взрослых россиян — “дарители без обмена”. Они делают подарки другим, и не ожидают подарков для себя. И только четверо из ста — “получатели без обмена”. Ждущие подарок, но сами не собирающиеся делать подарков. Таковы данные предновогоднего опроса ВЦИОМ, проводившегося 15-18 декабря, опрошены 1600 человек от 18 лет и старше.
Дарителей без обмена втрое больше, чем получателей без обмена. Причина очевидна. Основные получатели без обмена – это дети и подростки. А их не опрашивали, они не учтены. Косвенно это видно из ассортимента подарков, которые собирались делать дарители без обмена. На первом месте здесь – сладкое: конфеты, торт, сладости (61%). На втором – игрушки (21%). И лишь на третьем – уже не детские подарки: духи, косметика, парфюмерия (9%). На четвертом – безделушки, бижутерия (8%).
Набор ожиданий тех, кто предвкушали подарки, но не собирались делать подарков сами, примечателен в своих сходствах с детским ассортиментом. На первом месте – тоже сладкое (29%). На втором – тоже игрушки (14%). Примечательны и отличия. На третьем месте – деньги (11%). На четвертом – цветы (10%).
Ассортимент подарков, получения которых ожидали взрослые россияне, собиравшиеся дарить, обменивавшиеся подарками, устроен иначе. На первом месте – духи, косметики, парфюмерия (13%). На втором – сладкое (12%). На третьем – что-то из одежды, обуви (8%), на четвертом – деньги (6%). Игрушки – на последнем месте (1%).
Вывод на бубущее: не дарите игрушку тому, кто уже сам делает подарки.