Фото: Юлия Майорова/ТАСС
События и даты

Новогодние планы и траты: мониторинг

В этом году россияне подходят к планированию новогоднего бюджета экономно и собираются потратить на празднование меньше, чем в прошлом.
Фото:
Коротко о главном
  • С заметным отрывом в планах россиян на новогодние каникулы лидирует домашнее «ничегонеделание» (32%). В топ-3 вошли также визиты в гости, работа и прогулки на природе.
  • На празднование Нового года россияне в среднем планируют потратить 59 824 рублей, что на 2 831 рублей меньше в сравнении с прошлым годом.
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • С заметным отрывом в планах россиян на новогодние каникулы лидирует домашнее «ничегонеделание» (32%). В топ-3 вошли также визиты в гости, работа и прогулки на природе.
  • На празднование Нового года россияне в среднем планируют потратить 59 824 рублей, что на 2 831 рублей меньше в сравнении с прошлым годом.

МОСКВА, 26 декабря 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты мониторингового исследования о планах россиян на новогодние праздники.

Новый год теряет былую магию…

За последние 16 лет времяпрепровождение россиян на новогодних праздниках претерпело серьезные изменения. Все чаще предпочтение отдается домашнему «ничегонеделанию» и работе, что делает новогодние каникулы слабо отличимыми от будничных дней. Примечательно, что слом поведенческих паттернов произошел задолго до глобальных потрясений. Начиная с 2011 г. наблюдается устойчивое падение интереса к походам в гости, которые когда-то были доброй новогодней традицией. Трудоголизм россиян проявился позднее: последние несколько лет своими планами работать в новогодние праздники стабильно делится примерно каждый пятый опрошенный.

Пандемия также внесла свои коррективы, в буквальном смысле оставив россиян без праздника: своего рода спасением для наших сограждан в 2020 г. стали прогулки на природе, традиционные зимние активности и, конечно, работа. Впоследствии интерес к развлекательным и культурным мероприятиям вернулся к допандемийным значениям, а к времяпрепровождению на свежем воздухе, напротив, спал, что отчасти указывает на его компенсаторную роль в период ограничений на массовые мероприятия.

Таким образом, доминирующие практики на предстоящие праздники — домашнее «ничегонеделание», визиты в гости, работа и прогулки на природе.

…но не для всех!

Развитая инфраструктура и насыщенная культурная жизнь обеих столиц служат для местных жителей вескими основаниями провести новогодние праздники вне дома. Москвичи и петербуржцы чаще других планируют как городские активности, так и поездки за город в период длинных зимних праздников.

Не сидится дома и молодежи: в топ-3 планов зумеров на предстоящие каникулы вошли: работа, прогулки на природе и визиты в гости. Старшие миллениалы, как правило, уже вступившие в возраст родительства, делают ставку на семейный досуг, чаще других предпочитая традиционные зимние развлечения (коньки, лыжи, санки) и походы с детьми на праздничные представления и елки. К слову, потратить на празднование Нового года они также планируют больше других.

Экономия по всем фронтам?

Пик аномально высокого темпа роста потребительских трат, по-видимому, пройден: планируемые расходы россиян на празднование Нового года впервые за долгое время сократились относительно предыдущего года (а если точнее — третий раз за весь период наблюдений). Режим экономии затронул все категории трат: новогодний стол, подарки близким и досуг, что указывает на формирование новой потребительской стратегии в условиях затянувшейся макроэкономической неопределенности. Переход россиян к более взвешенному планированию бюджета и активному перераспределению средств фигурирует и в прогнозах экспертов. К слову, сберегательная стратегия — одно из объяснений спада потребительского интереса к ежегодным массовым распродажам («Черной пятнице», «Киберпонедельнику» и пр.).

В этом году наши сограждане собираются в среднем уложиться в 60 тыс. рублей, что на 5% меньше прошлогоднего показателя. Сохраняется ориентация на впечатления: главной статьей расходов второй год подряд остается новогодний досуг (посещение культурно-развлекательных мероприятий, туристические поездки и др.) — 25 242 рублей (−1294 рублей, или −5% к 2024 г.). Однако в отличие от новогоднего стола и подарков, представляющих собой «базовый минимум» праздничных расходов, траты на досуг — опциональная категория, или «роскошный максимум», на который готовы потратиться далеко не все: как мы уже выяснили, многие сэкономят на развлечениях и проведут предстоящие каникулы дома. Средний бюджет на подарки в этом году составит 21 635 рублей (−1348 рублей, или −6% к 2024 г.). Наконец, самая скромная категория трат — новогодний стол: в этом году он в среднем обойдется в 12 947 рублей, что в целом сопоставимо с прошлогодними планируемыми тратами (−189 рублей, или −1% к 2024 г.)


Автор:
Людмила Карпова
Эксперт Аналитического центра ВЦИОМ

14 декабря 2025 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 14 декабря 2025 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,7027; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0250; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,0560.

Рассчитаны в соответствии с корпоративным стандартом:

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Степан Львов
Председатель Научного Совета Аналитического центра ВЦИОМ

«Снижение планируемых новогодних трат впервые за многолетний период – закономерное проявление управляемой «мягкой посадки» российской экономики в 2025 году. Режим экономии охватывает все категории расходов – от праздничного стола до развлечений. Пока это указывает на тактическую адаптацию к текущим обстоятельствам, а не на фундаментальный сдвиг в потребительских стратегиях. Российское общество на данный момент выбирает модель умеренных трат и накопления, но может вернуться к более активному потреблению уже в следующем году.

В более длительной временной перспективе заметна трансформация самого отношения к празднику. Новый год утрачивает сакральную значимость как время коллективного и семейного ритуала, настроя на позитивные планы на предстоящий год и всеобщего веселья. Взамен он приобретает более прагматичную функцию – становится периодом перезагрузки от рутины, возможностью справиться с накопленной усталостью и выгоранием. Праздник (плюс длительные выходные) из события превращается в инструмент восстановления ресурсов.

В этой трансформации российское общество демонстрирует признаки, схожие с взрослением индивида. Пятнадцать лет назад оно еще сохраняло детское восприятие новогоднего волшебства, сегодня же напоминает молодого человека, которому уже не интересна магия праздника – достаточно передышки. Эта эволюция от эмоционального к рациональному, от коллективного к приватному, от ритуала к функциональности – результат более широких изменений в социальной организации времени и смыслов».

Перейти к странице эксперта


25 декабря 2025

А чем Вы сами и Ваша семья собираетесь заняться в новогодние и рождественские каникулы?*

(закрытый вопрос, любое число ответов, в % всех опрошенных)

 

2009

2011

2019**

2020

2021

2025

Ходить в гости

52

44

28

23

28

24

Буду работать

11

11

22

21

22

19

Гулять на природе

28

26

23

30

33

19

Кататься на коньках, на лыжах, санках

14

15

22

21

29

17

Сходить в театр, на концерт, в кино

10

10

16

8

13

15

Пойти с детьми на представления, елки, в кино

15

16

21

7

14

13

Выехать за город, на дачу

10

11

14

14

16

13

Провести дома с семьей (из другого)

-

-

-

-

-

6

Сходить в ресторан, клуб, дискотеку

9

8

4

2

5

4

Отдохнуть в пансионате, доме отдыха в России

1

1

2

1

3

2

Отдохнуть за рубежом

1

2

2

<1

1

1

Другое

4

3

2

9

12

4

Ничего из перечисленного делать не собираемся, все праздники планируем провести дома

22

32

33

32

26

32

Затрудняюсь ответить

5

2

1

1

2

1

 ** Представлены данные за 15.12.

 

А чем Вы сами и Ваша семья собираетесь заняться в новогодние и рождественские каникулы?

(закрытый вопрос, любое число ответов, в % всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Москва и Санкт-Петербург

Города- миллионники

500-999 тыс.

100-500 тыс.

До 100 тыс.

Село

Ходить в гости

24

29

27

25

26

22

19

Буду работать

19

19

26

21

20

15

18

Гулять на природе

19

26

21

22

21

16

14

Кататься на коньках, на лыжах, санках

17

23

18

23

20

13

12

Сходить в театр, на концерт, в кино

15

22

18

18

15

10

12

Пойти с детьми на представления, елки, в кино

13

14

15

17

17

12

8

Выехать за город, на дачу

13

22

16

14

18

11

6

Провести дома с семьей (из другого)

6

5

6

2

5

6

10

Сходить в ресторан, клуб, дискотеку

4

8

4

3

5

3

3

Отдохнуть в пансионате, доме отдыха в России

2

3

2

2

2

2

3

Отдохнуть за рубежом

1

5

3

1

1

0

1

Другое

4

5

3

3

4

5

5

Ничего из перечисленного делать не собираемся, все праздники планируем провести дома

32

20

24

27

26

40

41

Затрудняюсь ответить

1

0

1

0

1

2

1

А чем Вы сами и Ваша семья собираетесь заняться в новогодние и рождественские каникулы?

(закрытый вопрос, любое число ответов, в % всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Поколение цифры (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992–2000)

Старшие миллениалы (1982–1991)

Реформенное поколение (1968–1981)

Поколение застоя (1948–1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Ходить в гости

24

27

29

33

25

16

14

Буду работать

19

29

27

22

21

13

3

Гулять на природе

19

27

24

21

17

16

13

Кататься на коньках, на лыжах, санках

17

17

19

28

18

11

4

Сходить в театр, на концерт, в кино

15

17

15

17

18

11

9

Пойти с детьми на представления, елки, в кино

13

14

12

23

12

10

3

Выехать за город, на дачу

13

11

18

16

14

12

4

Провести дома с семьей (из другого)

6

5

7

6

6

5

10

Сходить в ресторан, клуб, дискотеку

4

1

6

6

4

3

0

Отдохнуть в пансионате, доме отдыха в России

2

0

1

2

2

3

4

Отдохнуть за рубежом

1

0

2

3

1

1

0

Другое

4

8

3

4

5

4

2

Ничего из перечисленного делать не собираемся, все праздники планируем провести дома

32

13

22

21

29

43

61

Затрудняюсь ответить

1

0

1

0

1

1

2

А сколько примерно денег Вы планируете потратить во время празднования Нового года на…*

(открытый вопрос, один ответ, средняя сумма расходов, в руб. по ответам тех, кто планирует соответствующие траты)

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

2025

На новогодний стол

1155

1437

1762

1879

2116

2142

2417

2593

2824

3103

4 069

4 164

4 596

4413

3912

4622

5748

8106

11754

13136

12947

 

На подарки близким и родным

1105

1409

1764

1824

2058

2200

2497

2666

2853

3142

4 198

4 338

5301

5007

4203

5088

5369

15184

21846

22983

21635

 

Другие расходы (елки для детей, туристические поездки, посещение театров, ресторанов и т.д.)

902

1169

1431

1502

1654

1826

2040

2169

2437

2383

3 617

3 895

4 402

4 335

2 363

3535

4713

14377

20467

26536

25242

 

Всего

3163

4015

4957

5206

5828

6168

6953

7428

8114

8628

11884

12397

14299

13755

10478

13245

15830

37668

54067

62655

59824

Прирост по отношению к предыдущему году, в %

 

 

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

2025

На новогодний стол

-

24

22

6

12

1

13

7

9

10

31

2

10

-4

-11

18

24

41

45

12

-1

На подарки близким и родным

-

27

25

3

12

6

14

7

7

10

34

3

22

-5

-16

21

6

183

44

5

-6

Другие расходы (елки для детей, туристические поездки, посещение театров, ресторанов и т.д.)

-

29

22

4

10

10

12

6

12

-2

52

8

13

-1

-45

50

33

205

42

30

-5

Всего

-

26

23

4

11

5

13

7

9

6

38

4

15

-4

-24

26

20

138

44

16

-5

* До 2017 г. опросы проводились методом поквартирных face-to-face интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию и федеральному округу. Объем выборки составляет 1600 респондентов.

Тематический каталог

Эксперты АЦ ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07