МОСКВА, 26 декабря 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты мониторингового исследования о планах россиян на новогодние праздники.
Новый год теряет былую магию… |
За последние 16 лет времяпрепровождение россиян на новогодних праздниках претерпело серьезные изменения. Все чаще предпочтение отдается домашнему «ничегонеделанию» и работе, что делает новогодние каникулы слабо отличимыми от будничных дней. Примечательно, что слом поведенческих паттернов произошел задолго до глобальных потрясений. Начиная с 2011 г. наблюдается устойчивое падение интереса к походам в гости, которые когда-то были доброй новогодней традицией. Трудоголизм россиян проявился позднее: последние несколько лет своими планами работать в новогодние праздники стабильно делится примерно каждый пятый опрошенный.
Пандемия также внесла свои коррективы, в буквальном смысле оставив россиян без праздника: своего рода спасением для наших сограждан в 2020 г. стали прогулки на природе, традиционные зимние активности и, конечно, работа. Впоследствии интерес к развлекательным и культурным мероприятиям вернулся к допандемийным значениям, а к времяпрепровождению на свежем воздухе, напротив, спал, что отчасти указывает на его компенсаторную роль в период ограничений на массовые мероприятия.
Таким образом, доминирующие практики на предстоящие праздники — домашнее «ничегонеделание», визиты в гости, работа и прогулки на природе.
…но не для всех! |
Развитая инфраструктура и насыщенная культурная жизнь обеих столиц служат для местных жителей вескими основаниями провести новогодние праздники вне дома. Москвичи и петербуржцы чаще других планируют как городские активности, так и поездки за город в период длинных зимних праздников.
Не сидится дома и молодежи: в топ-3 планов зумеров на предстоящие каникулы вошли: работа, прогулки на природе и визиты в гости. Старшие миллениалы, как правило, уже вступившие в возраст родительства, делают ставку на семейный досуг, чаще других предпочитая традиционные зимние развлечения (коньки, лыжи, санки) и походы с детьми на праздничные представления и елки. К слову, потратить на празднование Нового года они также планируют больше других.
Экономия по всем фронтам? |
Пик аномально высокого темпа роста потребительских трат, по-видимому, пройден: планируемые расходы россиян на празднование Нового года впервые за долгое время сократились относительно предыдущего года (а если точнее — третий раз за весь период наблюдений). Режим экономии затронул все категории трат: новогодний стол, подарки близким и досуг, что указывает на формирование новой потребительской стратегии в условиях затянувшейся макроэкономической неопределенности. Переход россиян к более взвешенному планированию бюджета и активному перераспределению средств фигурирует и в прогнозах экспертов. К слову, сберегательная стратегия — одно из объяснений спада потребительского интереса к ежегодным массовым распродажам («Черной пятнице», «Киберпонедельнику» и пр.).
В этом году наши сограждане собираются в среднем уложиться в 60 тыс. рублей, что на 5% меньше прошлогоднего показателя. Сохраняется ориентация на впечатления: главной статьей расходов второй год подряд остается новогодний досуг (посещение культурно-развлекательных мероприятий, туристические поездки и др.) — 25 242 рублей (−1294 рублей, или −5% к 2024 г.). Однако в отличие от новогоднего стола и подарков, представляющих собой «базовый минимум» праздничных расходов, траты на досуг — опциональная категория, или «роскошный максимум», на который готовы потратиться далеко не все: как мы уже выяснили, многие сэкономят на развлечениях и проведут предстоящие каникулы дома. Средний бюджет на подарки в этом году составит 21 635 рублей (−1348 рублей, или −6% к 2024 г.). Наконец, самая скромная категория трат — новогодний стол: в этом году он в среднем обойдется в 12 947 рублей, что в целом сопоставимо с прошлогодними планируемыми тратами (−189 рублей, или −1% к 2024 г.)
«Снижение планируемых новогодних трат впервые за многолетний период – закономерное проявление управляемой «мягкой посадки» российской экономики в 2025 году. Режим экономии охватывает все категории расходов – от праздничного стола до развлечений. Пока это указывает на тактическую адаптацию к текущим обстоятельствам, а не на фундаментальный сдвиг в потребительских стратегиях. Российское общество на данный момент выбирает модель умеренных трат и накопления, но может вернуться к более активному потреблению уже в следующем году.
В более длительной временной перспективе заметна трансформация самого отношения к празднику. Новый год утрачивает сакральную значимость как время коллективного и семейного ритуала, настроя на позитивные планы на предстоящий год и всеобщего веселья. Взамен он приобретает более прагматичную функцию – становится периодом перезагрузки от рутины, возможностью справиться с накопленной усталостью и выгоранием. Праздник (плюс длительные выходные) из события превращается в инструмент восстановления ресурсов.
В этой трансформации российское общество демонстрирует признаки, схожие с взрослением индивида. Пятнадцать лет назад оно еще сохраняло детское восприятие новогоднего волшебства, сегодня же напоминает молодого человека, которому уже не интересна магия праздника – достаточно передышки. Эта эволюция от эмоционального к рациональному, от коллективного к приватному, от ритуала к функциональности – результат более широких изменений в социальной организации времени и смыслов».
Перейти к странице эксперта