Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Максим Григорьев/ТАСС
Культура

Ночь музеев — 2023

Девять из десяти россиян посещали музеи, больше половины знают о предстоящей акции «Ночь музеев», каждый десятый собирается принять в ней участие.
Фото:
Коротко о главном
  • 91% россиян посещали музеи.
  • В топ-3 наиболее интересных для россиян музеев вошли исторические (67%), художественные (42%) и краеведческие (32%).
  • Посетить мероприятия акции «Ночь музеев» в этом году планируют 16% россиян, знают об этой акции — 66%.
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • 91% россиян посещали музеи.
  • В топ-3 наиболее интересных для россиян музеев вошли исторические (67%), художественные (42%) и краеведческие (32%).
  • Посетить мероприятия акции «Ночь музеев» в этом году планируют 16% россиян, знают об этой акции — 66%.

МОСКВА, 17 мая 2023 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные об интересе россиян к музеям и ежегодной акции «Ночь музеев».

Кто в музее не бывал, тот и мира не узнал

Музеи по праву занимают почетное место в ряду видов культурного досуга. А современные музеи привлекают посетителей не только содержанием, но и разнообразными интерактивными способами подачи информации. За последние десятилетия менялись не только музеи, но и интерес россиян к ним. Сегодня девять из десяти опрошенных говорят, что посещали музеи (91%), показатель остается высоким (88-90%) с 2014 г. Опросы 2008 и 2009 гг. свидетельствуют о меньшем охвате россиян музеями, тогда в музеях бывали 79% и 75% соответственно. Наряду с этим вырос и интерес к музеям, в 2023 г. отмечен максимум тех, кто посещал музеи в последние 2-3 месяца: 15%, или почти каждый седьмой россиянин, в сравнении с 2009 г. (5%) показатель вырос в три раза.

  • Россиянина, никогда не бывавшего в музее, отличают старший возраст (13% среди граждан старше 60 лет), неполное среднее образование (28% vs. 1% среди имеющих высшее образование), проживание в сельской местности (17%) или небольших населенных пунктах с численностью населения до 100 тыс. человек (12%), процент выше также среди активных телезрителей (20%).
  • Доля посетителей музеев близка к абсолютной среди россиян с высшим образованием (98%) и столичных жителей (96%).

Россияне, имеющие опыт посещения музеев, в большинстве случаев удовлетворены их состоянием и оснащением (80%), за пять лет этот показатель не изменился (2018 г. — 79%). Неудовлетворительные оценки и сегодня, и в 2018 г. поставил каждый десятый (2018 г. — 11%, 2023 г. — 10%). В большей степени удовлетворенность граждан состоянием и оснащением музеев зависит от территории их проживания: столичные жители довольны в 90% случаев, а жители села — в 78%. Соответственно процент недовольных состоянием и оснащением музеев на селе в шесть раз выше по сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом (12% и 2%), хотя максимум неудовлетворительных оценок пришелся на города с численностью населения 500-950 тыс. человек — 17%.

Есть музей технический, есть биологический

В топ-3 наиболее интересных для россиян музеев вошли исторические (67%), художественные (42%) и краеведческие (32%). Технические музеи называют еще 29% наших сограждан, а естественно-научные — 24%. В меньшей степени россиян привлекают литературные музеи, их выбрали 11%. Исследование показало, что с 2014 г. россияне стали больше интересоваться историческими (+10 п.п), техническими (+11 п.п.) и естественно-научными (+6 п.п.) музеями.

Направленность музея определяет его аудиторию:

  • Исторические музеи чаще выбирают россияне 35-59 лет (72-74%), жители села (72%) и те, кто в равной степени предпочитает интернет и ТВ (73%).
  • Интерес к художественным музеям чаще проявляют женщины (53% vs. 28% мужчин), молодежь 18-24 лет (47%) и поколения старше 45 лет (44%), а также жители обеих столиц и городов-миллионников (54-56%).
  • Женщины, как и младшая молодежная группа 18-24 лет, также демонстрируют интерес к литературным музеям (по 14%). Последние привлекают внимание россиян со средним образованием (17%), жителей Москвы или Санкт-Петербурга (15%), активных телезрителей (14%).
  • Технические музеи, напротив, отличает больший интерес со стороны мужчин (46% vs. 15% женщин), а также граждан 25-44 лет (41-40%) и проживающих в городах-миллионниках (35%).
  • Естественно-научные музеи чаще называли россияне до 45 лет (18-24 лет — 35%; 25-34 лет — 31%; 35-44 лет — 30%), в целом жители городов (26-30% vs. 14% в селах) и активные потребители интернета (31%).
  • Краеведческие музеи представляют интерес для старших аудиторий (45-59 лет — 40%, 60+ — 37%), а также проживающих в городах с численностью населения 500-999 тыс. человек (39%).

Высшее образование — характеристика, определяющая более высокий интерес ко всем перечисленным видам музеев, кроме литературных, они оказались интереснее гражданам со средним образованием (17% vs. 12% среди имеющих высшее образование).

Ночь музеев

Ночь музеев — международная акция, приуроченная к Международному дню музеев, во время которой можно осмотреть музейные экспозиции ночью. В России она впервые была проведена в 2002 г. Известность акции «Ночь музеев» за последние одиннадцать лет значительно увеличилась: если в 2012 г. не знали об акции 56% россиян, то на сегодняшний день доля составляет 33%. В этом году планируют посетить мероприятия «Ночи музеев» 16% россиян, в том числе 8% — впервые. Максимум показателя пришелся на 2017 г., тогда посетить «Ночь музеев» собирались 20%, или каждый пятый россиянин.

  • Россиянин, планирующий посетить «Ночь музеев», — это мужчина или женщина в равной степени (15% и 16% соответственно), 18-24 лет (19%) или 35-59 лет (20-21%), с высшим образованием (21%), активный пользователь интернета (20%), житель Москвы, Санкт-Петербурга или города-миллионника (21-25%).
  • Тех, кто впервые услышал об акции «Ночь музеев» в ходе опроса, характеризует молодой возраст — 18-24 года (53%) или 25-34 года (43%), отсутствие высшего образования (неполное среднее — 68%, среднее — 42%, среднее специальное — 43%), проживание в сельской местности (43%) и активное потребление телевидения (40%).

 

5 мая 2023 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 5 мая 2023 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,8246; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0164; коэффициент достижимости (КД)*** =0,1297. Рассчитан в соответствии с корпоративным стандартом.

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Когда в последний раз Вы были в музее?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

2008

2009

2014

2015

2017

2018

2020

2021

2023

Несколько лет назад

50

52

51

51

51

42

45

46

44

Год-два назад

13

11

18

18

17

18

15

23

17

В течение последнего года

5

4

7

7

5

8

9

6

8

Полгода назад

4

3

5

4

5

8

13

4

7

В течение последних 2-3-х месяцев

7

5

8

9

10

14

7

11

15

Никогда не был в музее

14

20

7

7

11

8

9

8

9

Затрудняюсь ответить

7

5

4

4

1

2

2

2

0

Когда в последний раз Вы были в музее?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Несколько лет назад

44

42

45

40

46

36

43

50

Год-два назад

17

18

16

22

16

21

17

13

В течение последнего года

8

8

8

7

8

9

9

5

Полгода назад

7

7

6

8

6

9

7

5

В течение последних 2-3-х месяцев

15

14

15

18

15

18

15

11

Никогда не был в музее

9

10

8

5

9

6

7

13

Затрудняюсь ответить

0

1

2

0

0

1

2

3

Как бы Вы оценили состояние и оснащение музеев, которые Вы посещаете?

(закрытый вопрос, один ответ, % от тех, «кто посещал музеи»)

 

2018

2023

Вполне удовлетворительно

79

80

Скорее неудовлетворительно

11

10

Затрудняюсь ответить

10

10

Как бы Вы оценили состояние и оснащение музеев, которые Вы посещаете?

(закрытый вопрос, один ответ, % от тех, "кто посещал музеи")

 

Все опрошенные

Москва и Санкт-Петербург

Города-миллионники

500-950 тыс.

100-500 тыс.

До 100 тыс.

Село

Вполне удовлетворительно

80

90

83

70

77

80

78

Скорее неудовлетворительно

10

2

4

17

11

10

12

Затрудняюсь ответить

10

8

13

13

12

10

10

Какие музеи Вам интересны? Вы можете выбрать до 3-х ответов

(закрытый вопрос, до 3-х ответов, % от всех опрошенных)

 

2014

2015

2018

2023

Исторические

57

50

64

67

Художественные (в том числе картинные галереи, музеи кино)

40

30

42

42

Краеведческие

30

27

35

32

Технические (авиационные, музеи судостроения, памятники техники и так далее)

18

14

27

29

Естественно-научные (ботанические, зоологические, геологические и так далее)

18

11

24

24

Литературные (посвященные писателям и поэтам)

10

5

9

11

Другое

1

4

4

5

Никакие

7

6

1

2

Затрудняюсь ответить

3

2

1

2

Какие музеи Вам интересны? Вы можете выбрать до 3-х ответов

(закрытый вопрос, до 3-х ответов, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Исторические

67

69

66

68

66

72

74

59

Художественные (в том числе картинные галереи, музеи кино)

42

28

53

47

34

39

44

44

Краеведческие

32

31

33

11

21

33

40

37

Технические (авиационные, музеи судостроения, памятники техники и так далее)

29

46

15

24

41

40

27

16

Естественно-научные (ботанические, зоологические, геологические и так далее)

24

22

27

35

31

30

24

14

Литературные (посвященные писателям и поэтам)

11

7

14

14

9

8

12

12

Другое

5

6

4

1

7

5

6

4

Никакие

2

1

2

3

1

0

2

3

Затрудняюсь ответить

2

2

2

0

1

0

2

4

Скоро по всему миру пройдет очередная акция «Ночь музеев», участники которой смогут посетить специально подготовленные музеями программы в вечернее и ночное время. Главная цель акции — продемонстрировать возможности современных музеев, привлечь молодежь. Вы лично слышали или не слышали об этой акции? Если да, то планируете принять в ней участие в этом году или нет?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

2012

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2023

Слышал и впервые планирую принять в ней участие

7

8

8

12

13

10

9

8

Слышал, буду участвовать в ней уже не в первый раз

3

5

6

5

7

7

7

8

Слышал, раньше участвовал, но в этом году не планирую

5

6

9

7

6

8

9

10

Слышал, раньше не участвовал и в этом году не планирую

27

32

31

34

39

40

39

40

Впервые слышу о такой акции

56

48

43

40

34

34

36

33

Затрудняюсь ответить

2

1

3

2

1

1

0

1

Скоро по всему миру пройдет очередная акция «Ночь музеев», участники которой смогут посетить специально подготовленные музеями программы в вечернее и ночное время. Главная цель акции — продемонстрировать возможности современных музеев, привлечь молодежь. Вы лично слышали или не слышали об этой акции? Если да, то планируете принять в ней участие в этом году или нет?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

 

Слышал и впервые планирую принять в ней участие

8

8

8

10

10

10

10

5

 

Слышал, буду участвовать в ней уже не в первый раз

8

7

8

9

7

10

11

4

 

Слышал, раньше участвовал, но в этом году не планирую

10

11

10

10

14

11

8

9

 

Слышал, раньше не участвовал и в этом году не планирую

40

36

43

18

24

38

43

53

 

Впервые слышу о такой акции

33

36

30

53

43

29

27

28

 

Затрудняюсь ответить

1

2

1

0

2

2

1

1

 

Массив данных

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07