МОСКВА, 29 октября 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса россиян о женщинах в промышленности.
Работа на производстве: скорее да, чем нет |
Работа в промышленности окутана гендерными стереотипами. Долгое время тяжелые физические нагрузки и неблагоприятные условия труда давали ей право считаться исключительно «мужским делом». Времена изменились: на фоне гендерной унификации, автоматизации производств и дефицита кадров многие предубеждения на этот счет теряют актуальность. Насколько выражены эти стереотипы в российском обществе и портят ли они образ работы в промышленности, читайте в новом исследовании ВЦИОМ.
Согласно полученным данным, работу в промышленности в той или иной степени считает для себя подходящей почти каждый второй россиянин (48%), еще 3% сообщили, что уже работают в этой сфере. Немногим чаще она видится подходящей мужчинам — 51% (vs. 45% женщин), больше среди них и занятых в промышленности — 6% (vs. 1% женщин). Скорее или совсем неподходящей работу на производстве для себя считают трое из десяти опрошенных (30%). Чем выше уровень образования, тем чаще звучит отрицательный ответ: более трети россиян с высшим и неполным высшим образованием не видят себя «на заводе» (37% vs. 25-18% среди опрошенных со средним специальным образованием и ниже).
Мнения молодежи — зумеров и младших миллениалов — на этот счет разделились поровну: половине, по их мнению, подходит работа в промышленности (46% и 43% соответственно), половине — не подходит (48% и 43% соответственно). А вот поселенческий фактор значения не имеет: одинаково часто допускают работу на производстве и жители мегаполисов (обе столицы и города-миллионники — 43% и 49% соответственно), и жители сельской местности (49%).
Интерес представляют также ответы тех, кто уже работает в рассматриваемой сфере (в том числе в добывающих и обрабатывающих отраслях, энергетике): 62% из их числа считают свою работу подходящей, что на 14 п.п. выше, чем среди россиян в целом, каждый седьмой — неподходящей (14%).
Не может представить себя работником промышленности ввиду нетрудоспособности / выхода на пенсию каждый десятый опрошенный (10%), причем женщины приводят этот аргумент вдвое чаще мужчин (12% vs. 6%), однако чаще всего (и вполне ожидаемо) такой ответ можно услышать от старшего поколения — застоя и оттепели (23% и 33% соответственно).
(Не)женское дело |
Семь из десяти наших сограждан поддержали бы решение своей знакомой (родственницы) пойти работать на промышленное предприятие (71%). Еще 7% попытались бы отговорить от трудоустройства, тогда как 16% отнеслись бы к данному решению безразлично. Реакция россиян, работающих в промышленности, а значит — осведомленных о всех плюсах и минусах этой сферы, была бы такой же, как и у россиян в целом (71%, 8% и 14% соответственно).
Солидарность в этом вопросе скорее проявили бы женщины: 75% россиянок поддержали бы знакомую и только 4% стали бы отговаривать. Мужчины отнеслись бы более скептически к решению женщины «пойти в рабочие» (66% и 11% соответственно). Этим различия в ответах не ограничиваются. Наряду с женщинами решение о трудоустройстве на промышленное предприятие охотнее поддержали бы жители сел, нежели обеих столиц (76% vs. 65%), старшее поколение (оттепели), нежели молодежь (зумеры и младшие миллениалы) (80% vs. 68-60%). Последние, напротив, чаще других склонны относиться к чужому выбору безразлично (21-27%). С большей вероятностью слова поддержки можно услышать и от тех, кто сам видит себя работником сферы промышленности: 83% и только 57% в группе тех, кто считает такую работу для себя неподходящей.
Женщины в промышленности: барьеры и пути их преодоления |
Согласно полученным результатам, в российском обществе пока еще силен стереотип о промышленном предприятии как о месте с тяжелыми и вредными условиями труда, требующем от работников хорошей физической подготовки. Отсюда — представления о препятствиях, ожидающих женщин при попытках трудоустройства в этой сфере. В ответах мужчин и женщин лидируют варианты «тяжелый физический труд» (31% и 29% соответственно) и «неблагоприятные условия труда» — грязь, шум, некомфортная температура и др. (31% и 33% соответственно). При этом женщинам вдвое чаще, чем мужчинам, барьером для трудоустройства видится отсутствие необходимого образования (22% vs. 10%) и немногим чаще — негибкий график работы (16% vs. 11%). В остальном мужское и женское видение проблемы весьма схоже: о нежелании работодателей брать на работу женщин говорят 14% и 12% соответственно, о неподходящей для женщин обстановке — 10% и 8% соответственно, дефиците информации о новых условиях работы в промышленности — 10% и 14% соответственно. Реже всего опрошенные отмечали низкие шансы женщин построить успешную карьеру в рассматриваемой сфере (по 8%), отсутствие подходящих вакансий (8% мужчин, 11% женщин) и законодательные ограничения (5% и 6% соответственно). Об отсутствии каких-либо барьеров сказали 10% мужчин и 6% женщин.
Одинаково мужчины и женщины представляют также меры привлечения последних в промышленность. В целях повышения привлекательности промышленных предприятий для женщин следует прежде всего повысить оплату труда в этой сфере (так считают 50% мужчин, 49% женщин), сделать гибкий график для совмещения карьеры и семьи, воспитания детей (35% и 47% соответственно), примечательно, что эта мера женщинам представляется не менее важной, чем достойная оплата труда. Наконец, третьим условием привлечения женщин в промышленность опрошенным видятся социальные льготы и бонусы (27% мужчин и 32% женщин).
Реже встречается мнение, что взращивать работниц промышленности следует со студенческой скамьи («выделить квоты для обучения в учебных заведениях» — 17% и 20% соответственно) и по аналогии с советским периодом обеспечивать выпускников работой путем распределения на рабочие места (15% и 22% соответственно). Необходимость проводить информационную работу («больше рассказывать о вакансиях и карьере») отметили каждый восьмой мужчина (12%) и каждая десятая женщина (10%). Менее эффективным кажется награждение выдающихся женщин-промышленниц (7% и 5% соответственно) и выделение квот на рабочие места (7% и 9% соответственно).
Заключение |
На основе вышесказанного можно сделать следующие выводы об отношении наших сограждан к присутствию женщин в промышленности.
- Почти каждый второй считает работу в промышленности подходящей для себя, причем с наибольшей вероятностью на вакансию в этой сфере откликнулись бы мужчины. Напомним, при прочих равных — сопоставимом уровне доходов, соцпакете и карьерных перспективах — большинство россиян могли бы выбрать этот карьерный трек: мужчины — инженерную или рабочую специальность, женщины — сервисные подразделения (бухгалтерия, отдел кадров и др.).
- Россияне готовы видеть женщин на предприятиях и доверить промышленность своим знакомым. Гендерные различия в ответах еще раз подтверждают, что женская солидарность сильна: именно женщины чаще поддержат решение подруги устроиться на завод.
- Главный стоп-фактор трудоустройства женщин в сфере промышленности — необходимость быть сильным и выносливым (в том числе — к неблагоприятным условиям труда). Это значит, что предубеждения в отношении работы на промышленных предприятиях по-прежнему сильны и в равной степени присущи представителям обоих полов.
- Привлекательность промышленных предприятий для женщин, по их мнению, вырастет при соблюдении двух ключевых условий: достойной оплаты труда и гибкого графика, позволяющего успешно совмещать работу и материнство.
«Работа в промышленности – «мужское дело!» Этот миф был развеян еще в ходе советской индустриализации почти столетней давности. Тем не менее образ рабочего и сегодня имеет яркий маскулинный оттенок: это физически сильный, выносливый человек, привыкший «преодолевать трудности» в сложных, часто вредных условиях. Однако сейчас предприятия меняются и модернизируются, некогда почти «невозможные» профессии становятся всё более доступными, а значит, растет и круг возможных кандидатов на определенные должности. Сейчас у нас есть хороший шанс привлечь новых «пассажиров» в этот «социальный лифт». Двери промышленных компаний широко открыты и для мужчин, и для женщин, работа здесь предполагают хороший социальный пакет и гарантии. Через работу в промышленности у многих женщин появится больше возможностей как для собственного роста и развития, так для повышения качества жизни – своей и семьи».