Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Владимир Гердо/ТАСС
Экономика

Навстречу «черной пятнице»-2023

Аудитория «черной пятницы» в России достигла 41% населения в возрасте 18 лет и старше.
Фото:
Коротко о главном
  • 9 из 10 россиян в той или иной степени осведомлены о ежегодной акции «черная пятница» (92%). 
  • 41% из числа осведомленных о ноябрьской распродаже с разной периодичностью покупают товары со скидками в «черную пятницу».
  • Только 12% россиян верят, что в «черную пятницу» почти все товары продаются с большими скидками.
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • 9 из 10 россиян в той или иной степени осведомлены о ежегодной акции «черная пятница» (92%). 
  • 41% из числа осведомленных о ноябрьской распродаже с разной периодичностью покупают товары со скидками в «черную пятницу».
  • Только 12% россиян верят, что в «черную пятницу» почти все товары продаются с большими скидками.

МОСКВА, 22 ноября 2023 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса о том, что думают россияне о «черной пятнице».

Распродажа года

Традиционно в последнюю пятницу ноября во всем мире проходит, пожалуй, самое долгожданное событие для заядлых шопоголиков. В этом году акция «черная пятница» отмечает 10-летний юбилей в России — первая подобная распродажа в нашей стране состоялась 6 декабря 2013 года — на неделю позже, чем в других странах. Спустя 10 лет о ней не слышал только ленивый: по данным недавнего опроса ВЦИОМ, с ноябрьской акцией в той или иной степени знакомы 9 из 10 россиян (92%), в том числе каждый второй знает о ней (52%), 40% — слышали, но без подробностей. В силу того, что именно мегаполисы выступают средоточием торговли и досуга, больше всего знающих о «черной пятнице» среди москвичей и петербуржцев (70%). Чем меньше населенный пункт, тем ниже доля знающих: в городах-миллионниках показатель составляет 61%, в городах с населением 100-500 тыс. чел. — 55%, а в селах — 39%.

Впервые о возможности сэкономить на покупках в ближайшую пятницу узнали 8% наших сограждан.

  • Типичный россиянин, знающий об акции «черная пятница», — женщина (56% vs. 48% мужчин), младше 35 лет (18-24 лет — 62%, 25-34 лет — 68%), с высшим или неполным высшим образованием (62%), работник коммерческой организации (62%), москвич или петербуржец (70%), а также ежедневный пользователь интернета (59%).
  • Доля ничего не знающих о распродаже года выше среди представителей старшего поколения 60+ лет (12%), граждан с неполным средним образованием (29%), жителей сел (13%) и тех, кто практически не выходит во всемирную сеть (22%).

 

Про покупки

Высокая информированность о ежегодной акции едва ли конвертируется в повышение потребительского спроса: 58% из числа осведомленных ответили, что ничего не покупают в «черную пятницу»; заявили об обратном 41%, в том числе только каждому девятому удается регулярно (всегда/часто) совершать выгодные покупки со скидками — 11%, тогда как оставшиеся 30% довольствуются редким уловом.

Впрочем, все не так печально. Вера в честность скидок на «черную пятницу» и частота покупок связаны: среди тех, кто считает, что почти все товары продаются с большими скидками, доля участвующих в ноябрьской распродаже достигает 71%, среди скептиков («цены как в обычные дни») этот показатель в 2,3 раза ниже — 31%.

  • Россияне, с той или иной периодичностью совершающие выгодные покупки в «черную пятницу», скорее молоды (18-24 лет — 70%), образованны (47%), финансово обеспечены (47%) и технически подкованы (46% в группе ежедневных интернет-пользователей).
  • Игнорирует акцию преимущественно старшее поколение 60+ лет (75%), граждане со скромным материальным положением (64%), эпизодические пользователи интернета (82%), а также жители небольших городов (население — до 100 тыс. чел.) и сел (64% и 68% соответственно).

Потребительские стратегии россиян, с той или иной периодичностью совершающих покупки в «черную пятницу» (доля группы — 41%), различаются. В целом доминирует рациональная стратегияздравый подход («в «черную пятницу» делаю покупки, как в обычные дни» — 32%), экономия («покупаю, что подешевле» — 26%), планирование («составляю список покупок заранее» — 25%), минимализм («покупаю, когда нужно / если есть необходимость» — 3%). Каждый третий, согласно опросу, в период ноябрьской распродажи покупает то, что понравится (34%), по-видимому, не сильно оглядываясь на цену.

Россияне разного достатка с одинаковой частотой составляют список покупок (24-26%); экономить в «черную пятницу» чаще стараются граждане с более скромным материальным положением (36%), тогда как относиться к ежегодной распродаже как к обычному дню свойственно финансово обеспеченным (41%).

 

Дисконт нам только снится?

В преддверии «черной пятницы» повсюду пестрит реклама с заманчивыми предложениями, в то время как покупатели с нетерпением ждут возможности сэкономить. И хотя в ноябрьской распродаже ежегодно принимают участие тысячи ритейлеров, у россиян есть повод усомниться в их честности. Согласно полученным результатам, только каждый восьмой опрошенный разделяет мнение, что в «черную пятницу» почти все товары продаются с большим дисконтом (12%). По мнению каждого четвертого, отыскать такие товары можно, но сложно (25%). Столько же придерживаются позиции, что скидок в «черную пятницу» нет (23%). Особо недоверчивых среди россиян 15% — вместо обещанных скидок им видятся наценки. Таким образом, в оценке масштабности ноябрьской распродажи россияне разделились на две равные группы: 37% полагают, что скидки есть, 38% — что они отсутствуют. В то же время у каждого четвертого вопрос вызвал затруднения (25%), среди активных телезрителей не смог дать содержательный ответ каждый второй (51%).

  • В том, что почти все товары продаются с большими скидками, чаще убеждены молодые люди 18-24 лет (33%), граждане, довольные своим материальным положением (22%) и предпочитающие интернет телевидению (15%) или гибридную модель медиапотребления (13%).
  • Сторонников мнения «найти товары со скидкой сложно, но можно» больше среди высокообразованных россиян (30%), жителей Центрального федерального округа (32%) и активных интернет-пользователей (32%).
  • Не замечают скидок или видят вместо них наценки преимущественно россияне 25-59 лет (25-34 лет — 40%, 35-44 лет — 40%, 45-59 лет — 42%) с плохим материальным положением (46%).

 

 

12 ноября 2023 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 12 ноября 2023 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,7812; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0172; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,0806. Рассчитан в соответствии с корпоративным стандартом:

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Ежегодно в последнюю пятницу ноября часть магазинов проводят акцию «Чёрная пятница». Это день значительных скидок и распродаж. Скажите, Вы знаете о «Чёрной пятнице», что-то слышали или слышите сейчас впервые?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Знаю об этом

52

48

56

62

68

57

52

37

Что-то слышал, но без подробностей

40

43

38

31

27

37

40

51

Впервые слышу

8

9

6

7

5

6

8

12

Скажите, Вы обычно покупаете что-то со скидками в «Черную пятницу» или нет?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от тех, кто «знает/слышал»)

 

Все опрошенные

Как бы Вы оценили в настоящее время материальное положение Вашей семьи?

Очень хорошее, хорошее

Среднее

Очень плохое, плохое

Затрудняюсь ответить

Покупаю всегда

3

4

2

3

0

Покупаю часто

8

11

8

6

24

Покупаю редко

30

32

30

26

31

Не покупаю

58

53

58

64

45

Затрудняюсь ответить

1

0

2

1

0

Я прочитаю четыре фразы. Какие из них верно описывают, как Вы обычно делаете покупки в «Чёрную пятницу»? Вы можете дать до трех ответов

(закрытый вопрос, до трех ответов, в % от тех, кто «покупает»)

 

Все опрошенные

Как бы Вы оценили в настоящее время материальное положение Вашей семьи?

Очень хорошее, хорошее

Среднее

Очень плохое, плохое

Затрудняюсь ответить

Покупаю, что понравится

34

38

33

31

25

В «Чёрную пятницу» делаю покупки, как в обычные дни

32

41

32

18

22

Покупаю, что подешевле

26

17

27

36

26

Заранее составляю список, что купить

25

24

26

25

12

Покупаю, когда нужно / если есть необходимость

3

2

3

6

0

Другое

3

2

3

3

8

Затрудняюсь ответить

3

1

4

0

17

Какое суждение о «Черной пятнице» Вам видится самым близким к истине?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Почти все товары продаются с большими скидками

12

12

12

33

17

12

11

4

Найти товары со скидкой трудно, но можно

25

26

24

30

32

29

24

18

Цены — как в обычные дни: скидок нет

23

22

23

17

24

23

23

23

Цены выше, чем в обычные дни: вместо скидок наценки

15

14

16

10

16

17

19

13

Затруднились ответить

25

26

25

10

11

19

23

42

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07