МОСКВА, 22 ноября 2023 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса о том, что думают россияне о «черной пятнице».
Распродажа года |
Традиционно в последнюю пятницу ноября во всем мире проходит, пожалуй, самое долгожданное событие для заядлых шопоголиков. В этом году акция «черная пятница» отмечает 10-летний юбилей в России — первая подобная распродажа в нашей стране состоялась 6 декабря 2013 года — на неделю позже, чем в других странах. Спустя 10 лет о ней не слышал только ленивый: по данным недавнего опроса ВЦИОМ, с ноябрьской акцией в той или иной степени знакомы 9 из 10 россиян (92%), в том числе каждый второй знает о ней (52%), 40% — слышали, но без подробностей. В силу того, что именно мегаполисы выступают средоточием торговли и досуга, больше всего знающих о «черной пятнице» среди москвичей и петербуржцев (70%). Чем меньше населенный пункт, тем ниже доля знающих: в городах-миллионниках показатель составляет 61%, в городах с населением 100-500 тыс. чел. — 55%, а в селах — 39%.
Впервые о возможности сэкономить на покупках в ближайшую пятницу узнали 8% наших сограждан.
|
Про покупки |
Высокая информированность о ежегодной акции едва ли конвертируется в повышение потребительского спроса: 58% из числа осведомленных ответили, что ничего не покупают в «черную пятницу»; заявили об обратном 41%, в том числе только каждому девятому удается регулярно (всегда/часто) совершать выгодные покупки со скидками — 11%, тогда как оставшиеся 30% довольствуются редким уловом.
Впрочем, все не так печально. Вера в честность скидок на «черную пятницу» и частота покупок связаны: среди тех, кто считает, что почти все товары продаются с большими скидками, доля участвующих в ноябрьской распродаже достигает 71%, среди скептиков («цены как в обычные дни») этот показатель в 2,3 раза ниже — 31%.
|
Потребительские стратегии россиян, с той или иной периодичностью совершающих покупки в «черную пятницу» (доля группы — 41%), различаются. В целом доминирует рациональная стратегия — здравый подход («в «черную пятницу» делаю покупки, как в обычные дни» — 32%), экономия («покупаю, что подешевле» — 26%), планирование («составляю список покупок заранее» — 25%), минимализм («покупаю, когда нужно / если есть необходимость» — 3%). Каждый третий, согласно опросу, в период ноябрьской распродажи покупает то, что понравится (34%), по-видимому, не сильно оглядываясь на цену.
Россияне разного достатка с одинаковой частотой составляют список покупок (24-26%); экономить в «черную пятницу» чаще стараются граждане с более скромным материальным положением (36%), тогда как относиться к ежегодной распродаже как к обычному дню свойственно финансово обеспеченным (41%). |
Дисконт нам только снится? |
В преддверии «черной пятницы» повсюду пестрит реклама с заманчивыми предложениями, в то время как покупатели с нетерпением ждут возможности сэкономить. И хотя в ноябрьской распродаже ежегодно принимают участие тысячи ритейлеров, у россиян есть повод усомниться в их честности. Согласно полученным результатам, только каждый восьмой опрошенный разделяет мнение, что в «черную пятницу» почти все товары продаются с большим дисконтом (12%). По мнению каждого четвертого, отыскать такие товары можно, но сложно (25%). Столько же придерживаются позиции, что скидок в «черную пятницу» нет (23%). Особо недоверчивых среди россиян 15% — вместо обещанных скидок им видятся наценки. Таким образом, в оценке масштабности ноябрьской распродажи россияне разделились на две равные группы: 37% полагают, что скидки есть, 38% — что они отсутствуют. В то же время у каждого четвертого вопрос вызвал затруднения (25%), среди активных телезрителей не смог дать содержательный ответ каждый второй (51%).
|