Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Олег Елков/ТАСС
Медиа

Национальный мессенджер: ожидания и перспективы

Почти две трети опрошенных россиян поддержали инициативу создания национального мессенджера.
Фото:
Коротко о главном
  • 64% россиян поддерживают инициативу по созданию национального мессенджера, которым стала платформа MAX.
  • Более половины сограждан (58%) осведомлены о разработке нацмессенджера.
  • 55% пользователей мобильных приложений и мессенджеров предпочли бы, чтобы их данные хранились на российских серверах.
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • 64% россиян поддерживают инициативу по созданию национального мессенджера, которым стала платформа MAX.
  • Более половины сограждан (58%) осведомлены о разработке нацмессенджера.
  • 55% пользователей мобильных приложений и мессенджеров предпочли бы, чтобы их данные хранились на российских серверах.

МОСКВА, 30 июля 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты опроса россиян о пользовании мессенджерами и осведомленности о создании и развитии национального мессенджера в стране.

Согласно результатам общероссийского опроса, как минимум одним мессенджером (из семи протестированных в опросе) пользуется подавляющее большинство (85%) наших сограждан. Доминирующая функция мессенджеров — поддержание «сильных» социальных связей — с­ семьей и друзьями, далее следует мониторинг новостей и организация рабочего/учебного процесса. Молодежь ценит многофункциональность мессенджеров и использует их как универсальную платформу для потребления контента и самовыражения. Организация рабочего процесса посредством мессенджеров и мониторинг новостей наиболее актуальны среди аудитории активного трудоспособного возраста.

Мультифункциональность — приоритет в мессенджерах

Запрос на универсальные цифровые платформы имеется не только в молодежной среде: около половины пользователей мобильных приложений (53%) приветствуют концепцию «единого окна», подразумевающую множество функций в одном сервисе. Для подавляющего большинства российских пользователей идеальный мессенджер — тот, что избавит их от необходимости переключаться между множеством приложений за счет широкого спектра услуг, наиболее востребованными из которых являются: запись к врачу, вызов такси, ИИ-помощник, доступ к госуслугам, покупка билетов/бронирование и онлайн-заказы. Пользовательский опыт показывает, что сейчас для этих целей нужно иметь от одного до пяти приложений.

Взять от мессенджера максимум

15 июля 2025 года Правительство РФ определило национальным мессенджером цифровую платформу MAX, призванную удовлетворить общественный запрос на мультифункциональность в цифровой среде. Согласно полученным данным, идея создания национального мессенджера находит поддержку россиян (64%), а о его разработке осведомлены более половины наших сограждан (58%). Новая платформа привлекает россиян вкладом в повышение безопасности данных и технологический суверенитет России: для более чем половины пользователей мобильных приложений и мессенджеров (55%) важно, чтобы их данные хранились на российских серверах. От мессенджера MAX пользователи прежде всего ждут высокое и стабильное качество аудио- и видеозвонков, возможность отправки объемных файлов, доступ к государственным сервисам и функции безопасности и приватности.

Автор: Людмила Богомазова

14-15 июля 2025 г.

Всероссийский телефонный опрос

2001 опрошенныйВ опросе приняли участие 2001 россиянин в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Пользование мессенджерами*

Пользуются хотя бы одним мессенджером из семи предложенных (ВКонтакте/ ВК Мессенджер, WhatsApp**, Telegram, MAX, Fаcebook**, Viber, Яндекс. Мессенджер)

85

Не пользуются никакими мессенджерами

15

 

* Рассчитано на основе ответов на вопрос: «Какие мессенджеры (приложение для передачи сообщений/ звонков) Вы знаете? И какими из них Вам приходилось когда-либо пользоваться?».

** Принадлежит компании Meta, признана экстремистской организацией и запрещена в РФ.

 

Для чего Вы используете мессенджеры?

(закрытый вопрос, любое число ответов, в % от тех, кто пользуется хотя бы одним мессенджером)

 

Все опрошенные

Поколение цифры (зумеры) (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992–2000)

Старшие миллениалы (1982–1991)

Реформенное поколение (1968–1981)

Поколение застоя (1948–1967)

Поколение оттепели (До 1947)

Для общения с родными, близкими, друзьями

85

88

88

85

85

83

77

Для просмотра новостей

49

47

57

51

47

42

55

Для работы / учебы

47

47

66

57

49

29

11

Для совершения личных или рабочих звонков

37

36

52

42

39

26

10

Для обмена и хранения файлов: фото, видео и прочие форматы

35

44

49

37

33

26

23

Чтобы быть в курсе событий в жизни других людей, знаменитостей, блогеров

22

28

34

26

15

20

13

Для публикации личного контента (фото, видео, ведение личного канала)

18

33

28

22

12

12

11

Для просмотра / прослушивания развлекательного контента

2

5

3

2

2

1

0

Другое

1

1

1

1

1

1

6

Затрудняюсь ответить

0

0

0

0

0

0

1

Сколько мобильных приложений в течение дня Вы используете (включая банки, госуслуги, вызов такси, оплата продуктов и так далее)?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от тех, кто пользуется хотя бы одним мессенджером или пользовался раньше)

 

Все опрошенные

До 5

59

От 6 до 10

27

От 11 до 15

5

16 и более

2

Не пользуюсь никакими приложениями

6

Затрудняюсь ответить

1

Какие функции, помимо общения, Вы бы добавили в идеальный для Вас мессенджер?

(закрытый вопрос, любое число ответов, в % от тех, кто пользуется хотя бы одним мессенджером)

Запись к врачу

26

Вызов такси

24

ИИ-помощник, чат-бот с нейросетью

23

Государственные сервисы (Госуслуги)

21

Покупка билетов, бронирование

19

Онлайн-заказы

19

Переводы денежных средств по СБП в чате

18

Банковские платежи

17

Электронная подпись (для подписания документов в чате с собеседником)

12

Цифровое удостоверение (как замена паспорта)

11

Безопасность

1

Облачное хранилище

0

Все перечисленное

25

Ничего из перечисленного, нужно только общение

16

Другое

3

Затрудняюсь ответить

5

Как Вы относитесь к идее создания российского национального мессенджера?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

Однозначно поддерживаю

38

Скорее поддерживаю

26

Скорее не поддерживаю

6

Однозначно не поддерживаю

5

Мне безразлично

19

Затрудняюсь ответить

6

Насколько хорошо Вы осведомлены о создании российского национального мессенджера?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

Хорошо знаю

10

Что-то слышал, без подробностей

48

Впервые слышу

40

Затрудняюсь ответить

2

Как Вы считаете, у создания российского национального мессенджера есть плюсы или нет? Если да, то какие?

(закрытый вопрос, любое число ответов, в % от всех опрошенных)

Независимость от ухода иностранных сервисов

36

Повышение цифровой независимости страны

34

Популяризация российских разработок

33

Повышение безопасности данных пользователей

32

Безопасное использование детьми

29

Возможность решать разные задачи в одном приложении

24

Нет плюсов

8

Другое

3

Затрудняюсь ответить

21

Мне нравится идея, когда в одном сервисе можно не только общаться, но и платить, заказывать товары, использовать госуслуги.

(закрытый вопрос, один ответ, в % от тех, кто пользуется мобильными приложениями и мессенджерами)

Полностью согласен

24

Скорее согласен

29

Скорее не согласен

22

Полностью не согласен

20

Затрудняюсь ответить

5

Скажите, пожалуйста, при использовании мессенджера для Вас важно или не важно, где хранятся данные? Если важно, то что Вы бы выбрали?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от тех, кто пользуется мобильными приложениями и мессенджерами)

Российские сервера

55

Иностранные сервера

7

Без разницы, на каких серверах

33

Затрудняюсь ответить

5

В СМИ пишут о том, что мессенджер MAX (Макс) помимо общения позволит решать различные повседневные задачи в едином приложении. Скажите, что из перечисленного Вам важно было бы иметь в многофункциональной платформе?

(закрытый вопрос, любое число ответов, в % от тех, кто пользуется хотя бы одним мессенджером)

Высокое и стабильное качество аудио и видеозвонков

36

Отправка объемных файлов (себе и другим)

30

Доступ к государственным сервисам (запись к врачу, оплата налогов и прочее)

27

Функции приватности (черный список и прочее)

27

Добавление контактов из записной книжки смартфона по номеру телефона

25

Переписка, включая большой выбор стикеров и анимаций

23

Организация общения и чатов по папкам

23

ИИ-помощник, чат-бот с нейросетью

21

Доступ к партнерским сервисам (перевод денежных средств, онлайн-заказы и прочее)

20

Подписание документов при помощи электронной подписи

13

Цифровое удостоверение (как замена паспорта)

12

Все вышеперечисленное

29

Ничего из перечисленного/ не нужен единый многофункциональный мессенджер

7

Затрудняюсь ответить

9

Ксения Демина
Эксперт Аналитического центра ВЦИОМ

«Как показало исследование аналитического центра ВЦИОМ, в вопросах выбора мессенджера налицо два важных тренда – спрос на многофункциональность и обеспечение безопасности персональных данных. Россияне с позитивом воспринимают инициативу создания национального мессенджера. Согласно полученным данным, ключевым преимуществом россияне признают его универсальность. Кроме того, статус именно национального мессенджера вызывает доверие и уверенность в надежной сохранности персональных данных. Важно существующий сегодня интерес к нацмессенджеру приумножить довольными пользователями, показав на практике уникальные преимущества цифровой платформы. Учитывая, что нацмессенджером был выбран МАХ, мы с исследовательским любопытством будем наблюдать за дальнейшей реакцией населения на активности платформы».

Перейти к странице эксперта


30 июля 2025
Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07