МОСКВА, 29 мая 2012 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты регулярного исследования, посвященного факторам и перспективам развития футбольной аудитории в России. В данном пресс-выпуске освещаются темы интереса населения к футболу и формы его проявления, в частности - посещение болельщиками футбольных матчей.
Футболом интересуется сегодня каждый третий россиянин (31%) - это несколько ниже, чем в 2006 году (38%). Такая динамика выглядит закономерной, учитывая сезонный фактор: шесть лет назад аналогичный опрос проводился летом - в период интенсивного проведения спортивных мероприятий, которые повышают интерес к этой сфере. В ходе опроса проведенного в декабре 2010 года, об интересе к футболу также заявили 31% опрошенных, что позволяет говорить об устойчивости данного показателя.
Интерес к футболу у россиян по-прежнему проявляется в просмотре трансляций матчей: 28% опрошенных сообщили, что являются телевизионными болельщиками. Лично посещают футбольные матчи 5% опрошенных (в 2006 году - 2%). Среди тех, кто интересуется футболом, наиболее активно смотрят трансляции матчей пожилые респонденты (94%). Что касается подростков в данной группе (14-17 лет), то среди них треть играет в футбол (30%), а каждый пятый посещает матчи (20%).
Среди россиян, посещающих футбольные матчи, каждый пятый за последние два года побывал на матчах сборной России (19%), каждый третий - на матчах Премьер-Лиги Чемпионата России по футболу (33%), еще 14% - матчи первенства Футбольной Национальной Лиги.
Активными болельщиками (т.е. те, кто посещает матчи ежемесячно или чаще), являются 42% опрошенных, посещающих подобные мероприятия. Наиболее высок этот показатель среди 35-44-летних (55%) и 18-24-летних (47%). В группе пожилых болельщиков таких респондентов - лишь 25%.
Чуть более трети из числа тех, кто посещает футбольные матчи, ездят в другие города в качестве болельщиков (35%), при этом характер таких поездок - ситуативен: половина посещающих выездные матчи ходят на стадион лишь несколько раз в год, т.е. не являются активными болельщиками.
Отказ от посещения матчей среди россиян, интересующихся футболом, объясняется четырьмя группами факторов, главным из которых является доступность (футбольные матчи в населенном пункте не проводятся). Далее следуют
экономические факторы (дорогие входные билеты), организационные факторы (неудобное расписание, плохая организация и т.д.), эмоционально-психологические факторы (не нравится атмосфера на матчах и т.д.).
Россияне, интересующиеся футболом, проявляют высокий уровень заинтересованности в посещении футбольных матчей разного уровня, причем в наибольшей степени их привлекают матчи сборной России (66% хотели бы их посещать). Игры Премьер-Лиги Чемпионата России вызывают несколько меньший интерес (48%). Желание посещать
такие мероприятия проявляют, в первую очередь, те, кто уже посещает матчи, играет в футбол, читает в СМИ материалы по этой теме. Заинтересованность также особенно склонны выражать молодые болельщики: в возрастной группе до 24 лет о желании бывать на матчах сборной России сообщили 71% опрошенных.
Всероссийский опрос ВЦИОМ проведён в апреле 2012 г. Опрошено 1800 человек в 152 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,1%.