Аналитический обзор
Фото: Антон Новодережкин/ТАСС
Экономика

Московская стройка: экономическая конъюнктура и административные барьеры

Московские застройщики считают, что больше всего сегодня мешает строить рост стоимости материалов, сложности с получением разрешительных документов, а также постоянное изменение правил и законодательства.
Фото:
Коротко о главном
  • По мнению представителей московской строительной отрасли, больше всего сегодня мешают строить экономические факторы (рост стоимости материалов — 84%), сложности с получением разрешительных документов (78%), а также постоянное изменение правил и законодательства (71%)
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • По мнению представителей московской строительной отрасли, больше всего сегодня мешают строить экономические факторы (рост стоимости материалов — 84%), сложности с получением разрешительных документов (78%), а также постоянное изменение правил и законодательства (71%)

17 ноября 2021 г. ВЦИОМ представляет данные опроса, посвященного изменениям отношения застройщиков к прохождению административных процедур в строительной отрасли Москвы.

Среди опрошенных представителей строительного сектора Москвы большинство (56,7%) работают в строительстве многоквартирных жилых домов и апартаментов, 13,3% — в строительстве торгово-бытовых объектов, гостиниц и бизнес-центров, по 6,7% работают в строительстве складских, логистических объектов и строительном проектировании.

По мнению представителей московской сферы строительства, больше всего сегодня мешают строить экономические факторы (рост стоимости материалов — 84%), сложности с получением разрешительных документов (78%), а также постоянное изменение правил и законодательства (71%). Более половины опрошенных назвали недостаток квалифицированных рабочих (62%) и кризисные явления в связи с пандемией (58%).

Уровень доверия опрошенных органам власти в сфере строительства в среднем составил 6,7 балла по десятибалльной шкале.

Оценки изменений в сфере строительного регулирования в Москве за последние два года можно охарактеризовать как полярные: позитивно изменения оценили 32%, тогда как негативно — 30,2%. При этом 28,9% опрошенных полагают, что ситуация не изменилась.

Московские застройщики в среднем следующим образом оценили ситуацию в сфере строительного регулирования: в Москве на 6,8 балла, в Московской области — на 6 баллов, в других регионах России — на 5,5 балла.

Общий уровень информированности представителей строительной отрасли о реформах находится на довольно высоком уровне, особенно это касается внедрения BIM-технологий (59%) и перевода услуг РСО в электронный вид (56%).

По мнению московских застройщиков, самыми сложными этапами подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения являются определение точек подключения и стоимости подключения (21%), а также вынос сетей (17%).

Отмечаются проблемы в области взаимодействия с «МОЭК» (52%) и ПАО «Россети Московский регион» (32%). Значительно меньше проблем наблюдается при взаимодействии с ГУП «Мосводосток» (16%) и АО «ОЭК» (15%). Треть респондентов (30%) не испытывают проблем ни с одной из сетевых организаций.

Среди опрошенных наиболее популярны следующие идеи по сокращению количества процедур, необходимых для строительства:

  • внедрение института консультаций с органами исполнительной власти (83%);
  • упрощение процедуры внесения изменений в ПЗЗ Москвы в целях реализации инвестиционных строительных проектов (80%);
  • регламентация порядка выноса (переустройства) сетей из пятна застройки (74%);
  • обеспечение прозрачности определения платы за подключение (технологическое присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения (70%).

Опрошенные представители строительной отрасли Москвы в целом хорошо осведомлены о существующих инициативах и сервисах: 100% опрошенных знают о возможности получения госуслуг в сфере строительства в режиме онлайн, 90% знают об обучающих семинарах «Работа над ошибками», 83% знают о возможности получения услуг РСО на сайте mos.ru.

Менее осведомлены опрошенные о таких сервисах, как Единый контактный центр Стройкомплекса (33%), сервис для застройщиков по расчету жизненного цикла строительного объекта с учетом заданных параметров и ограничений территории в режиме онлайн — Калькулятор процедур (20%), а также о старте пилотного проекта по внедрению QR-кодов на строительных площадках (10%).

Все опрошенные (100%) знают официальный портал Мэра и Правительства Москвы. Большинство (83%) знакомы с порталом Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы, половина (50%) знают портал «СтроимПросто».

сентябрь 2021 года

Опрос ВЦИОМ проведен по заказу Департамента градостроительной политики г. Москвы

1180 респондентовВыборка — целевая. Объем выборки — 1180 респондентов, из них: онлайн–анкетирование — 150 респондентов, телефонный опрос — 1000 респондентов, экспертные интервью face-to-face — 30 респондентов. Респонденты являются представителями инвестиционно-строительного сообщества г. Москвы. Целевая группа — представители компаний строительной отрасли г. Москвы в должности руководителей, заместителей руководителей или специалистов, непосредственно контактирующие с органами исполнительной власти г. Москвы и сетевыми организациями.

Телефонный опрос, онлайн-опрос, экспертные интервью face-to-face

-

-

В какой из отраслей строительства Вы работаете?

(%, от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Многоквартирные жилые дома, апартаменты

56,7

Торгово-бытовые объекты, гостиницы, бизнес-центры

13,3

Складские, логистические объекты

6,7

Строительное проектирование

6,7

Промышленное строительство (заводы, фабрики)

3,3

Гидротехническое строительство (каналы, берегоукрепительные сооружения и устройства, водохранилища)

3,3

Социальные объекты (образование, медицина, культура)

3,3

Транспортное строительство (дороги, линейные объекты, мосты, тоннели)

3,3

Другое

3,3

Строительство объектов метрополитена

0

Какие причины больше всего мешают строить сегодня?

(%, от всех опрошенных, множественные ответы)

 

Все опрошенные

Высокая стоимость материалов, конструкций, изделий

84

Сложности с получением разрешительных документов

78

Постоянное изменение правил, законодательства

71

Недостаток квалифицированных рабочих

62

Кризисные явления в связи с пандемией

58

Рост себестоимости

51

Давление со стороны фискальных, контролирующих, регулирующих органов

41

Объем собственных финансовых средств

37

Неопределенная экономическая конъюнктура

36

Коррупция

35

Недобросовестная конкуренция, лоббирование

28

Неэффективный налоговый режим

26

Монополизация рынка строительных услуг

18

Недостаток инвестиций

16

Высокие процентные ставки по кредитам / недоступность долгосрочных кредитов

12

Недостаток заказов на работы

7

Оцените по десятибалльной шкале уровень Вашего доверия органам власти в сфере строительства, где 10 — доверяю полностью, а 1 — совсем не доверяю

(средний балл, от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Среднее

6,7

 

По Вашему мнению, как изменилась ситуация в сфере строительного регулирования в Москве за последние 2 года?

(%, от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Безусловно, улучшилась

7,9

Скорее, улучшилась

24,1

Не изменилась

28,9

Скорее, ухудшилась

20,7

Безусловно, ухудшилась

9,5

Затрудняюсь ответить

8,9

Оцените по десятибалльной шкале текущую ситуацию в сфере строительного регулирования, где 10 — отлично, а 1 — очень плохо

(средний балл, от всех опрошенных)

 

Средний балл

В Москве

6,8

В Московской области

6

В других регионах

5,5

О каких реформах в строительной сфере Москвы Вы знаете?

(%, от всех опрошенных, множественные ответы)

 

Все опрошенные

Осуществляется внедрение BIM-технологий в градостроительную деятельность и утверждение соответствующих федеральных и московских правовых актов

59

Переведены в электронный вид и регламентированы услуги РСО по подключению объектов капитального строительства к инженерным сетям (получение ТУ, заключение договоров о подключении, выдача актов ТП, заключение дополнительных соглашений)

56

Установлено допустимое отклонение данных о площади объектов капитального строительства и протяженности линейных объектов от проектных

45

Отменена проверка Росреестром технического плана на соответствие проектной документации

41

Сокращены сроки выдачи градостроительных планов земельных участков (ГПЗУ) до 14 рабочих дней, разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию до 5 рабочих дней

38

Планируется обеспечить размещение результатов проведенных инженерно-геологических изысканий в открытом доступе

28

Какой из этапов подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, по Вашему мнению, является наиболее сложным?

(%, от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Определение точек подключения и стоимости подключения (технологического присоединения)

21

Вынос инженерных сетей из пятна застройки

17

Заключение договоров подключения (технологического присоединения) с ресурсоснабжающими организациями

15

Получение актов об осуществлении технологического присоединения

12

Взаимодействие с Ростехнадзором

9

Никакой, такого нет

6

Другое

6

Затрудняюсь ответить

14

Взаимодействие с какими сетевыми организациями является наиболее проблемным?

(%, от всех опрошенных, множественные ответы)

 

Все опрошенные

ПАО «МОЭК»

52

ПАО «Россети Московский регион» («МОЭСК»)

32

АО «Мосводоканал»

24

АО «Мособлгаз»

20

АО «МОСГАЗ»

18

ГУП «Мосводосток»

16

АО «ОЭК»

15

Ни с какими

30

Какие предложения Вы могли бы указать, чтобы сократить количество процедур, необходимых для строительства в Москве, или для сокращения срока их проведения?

(%, от всех опрошенных, закрытый вопрос)

 

Все опрошенные

Внедрение института консультаций с органами исполнительной власти

83

Упрощение процедуры внесения изменений в ПЗЗ города Москвы в целях реализации инвестиционных строительных проектов

80

Регламентация порядка выноса (переустройства) сетей из пятна застройки

74

Обеспечение прозрачности определения платы за подключение (технологическое присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения

70

Обеспечение возможности получения согласованной позиции нескольких органов власти на определенном этапе реализации строительного проекта

63

Обеспечение прямого доступа к информационным ресурсам для формирования предпроектных решений

61

Снижение частоты изменений в законодательстве

54

Упрощение взаимодействия с органами власти при проведении инженерных изысканий

40

Предоставление всех услуг в строительстве исключительно в электронном виде

37

Привлечение коммерческих организаций для обсуждения предложений по внесению изменений в законодательство

33

Другое

10

О каких инициативах и сервисах для застройщиков вы знаете?

(%, от всех опрошенных, множественные ответы)

 

Все опрошенные

Возможность получения госуслуг в сфере строительства в режиме онлайн

100

Обучающие семинары «Работа над ошибками»

90

Возможность получения услуг РСО онлайн на сайте mos.ru

83

Единый контактный центр Стройкомплекса

33

Сервис для застройщиков по расчету жизненного цикла строительного объекта с учетом заданных параметров и ограничений территории в режиме онлайн — Калькулятор процедур

20

Старт пилотного проекта по внедрению QR-кодов на строительных площадках

10

Какие из информационных ресурсов, содержащих актуальную информацию об услугах в сфере строительства, сервисы для застройщиков, новости об изменениях в отраслевом законодательстве Вам известны?

(%, от всех опрошенных, множественные ответы)

 

Все опрошенные

Официальный портал Мэра и Правительства Москвы, mos.ru

100

Портал Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы, stroi.mos.ru

83

Портал «СтроимПросто», stroimprosto-msk.ru

50

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07