МОСКВА, 20 июня 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты опроса молодых предпринимателей о трудностях ведения своего дела в рамках подготовки аналитического доклада.
Дело молодых |
Молодежное предпринимательство в России активно развивается, однако начинающим предпринимателям бывает сложно пройти путь от амбициозной задумки до жизнеспособного бизнеса в условиях высокой неопределенности. Несмотря на внешние вызовы, большинство молодых предпринимателей оценивают свой бизнес как стабильный (восемь из десяти ставят оценку своему делу на уровне «удовлетворительно» и выше) и не планируют его закрывать, а каждый третий намерен активно расти в ближайшей перспективе. Иными словами, молодые предприниматели чувствуют себя довольно уверенно: по-видимому, им удается адаптироваться к текущей экономической действительности. Однако за этим оптимизмом на старте бизнеса нередко стоят маленький жизненный опыт и отсутствие «памяти о кризисах», что может приводить к недооценке возможных рисков.
|
О трудностях ведения своего дела… |
В общей сложности треть опрошенных испытывают какие-либо трудности с ведением предпринимательской деятельности, тогда как большая часть декларирует отсутствие таковых.
В числе конкретных проблем называют прежде всего проблемы с клиентами и спросом, а также финансовые трудности. У молодых бизнесов реже есть резерв, что, судя по всему, усиливает чувствительность к издержкам. В тройку упоминаемых проблемных сфер входит регуляторная нагрузка, а также экономическая и политическая нестабильность. Внешний фон обходит нехватку компетенций и проблему кадров. Еще реже упоминались конкуренция и сложности с продвижением товаров и услуг. Вероятно, для ведения бизнеса важно не только обладать предпринимательским чутьем и навыками, но также быть готовым к постоянно адаптироваться к быстро меняющейся внешней среде.
…и барьерах развития |
Восемь из десяти молодых бизнесменов указали на наличие барьеров для развития своего дела. И эти барьеры ограничивают их с разных сторон. С одной стороны, это рыночные волны — падающая покупательская способность, неясные перспективы, политическая неопределенность, колебания курсов валют, санкции и сложности приобретения импортных технологий и сырья. С другой — высокие налоги и ставки по кредитам, финансовые издержки и административное давление. Многие сталкиваются также с кадровым вопросом.
В этом сочетании проявляется ключевая уязвимость бизнеса: он лишен длинного кредитного плеча и вынужден финансировать развитие за счет оборота, что в условиях снижения покупательского спроса тоже проблематично. Любое повышение издержек становится фактором риска для всего дела.
Административные барьеры — бюрократия, коррупция, и кадровый дефицит — беспокоят в меньшей степени. Молодые предприниматели фокусируются на «большой четверке» проблем: спросе, кредитах, налогах, отсутствии четких экономических перспектив. Это отражает смену приоритетов: при нестабильном рынке молодой предприниматель сперва пытается сохранить объем продаж и ликвидность, а вопросы упрощения отчетности или поиска персонала отодвигает «на потом».
Таким образом, молодому бизнесу сегодня нужны не точечные «льготы», а системная ясность правил и доступное, предсказуемое плечо финансирования. Без этих предпосылок даже самый перспективный и амбициозный проект упрется в «стеклянный потолок» спроса и финансирования. Отсюда следует, что путь к развитию молодежного предпринимательства — ясные горизонты экономического планирования, которые возможны только в условиях стабилизации внешнеполитической обстановки, а также снижение кредитной планки и налогового бремени.
Автор: Татьяна Смак
"Интерес молодежи к предпринимательству растет: из 4,42 млн ИП каждый четвертый моложе 35 лет, самозанятых около 13 млн человек и каждый второй моложе 35 лет. Есть также и те, кто открывает свои ООО. И это прекрасно! Однако статус ИП или самозанятого, или даже открытие ООО, не всегда означает, что человек занимается реальным бизнесом, порой это просто ширма, за которой скрывается решение личных проблем.
Сегодня мы выделяем 4 группы предпринимателей: «фрилансеров» (их 73%, выручка большинства до 1 млн руб. в год) – те, кто не стремится построить полноценный бизнес, а просто продает свои компетенции и работает как в найме, только на открытом рынке; «вынужденных предпринимателей» (их 12%, выручка большинства до 500 тыс. руб. в год) – те, кто не смог найти себя в корпоративном или государственном секторе и стал ИП, потому что это единственный понятный источник дохода; «предпринимателей по духу» (их 7%, выручка большинства до 10 млн руб. в год) – те, для кого бизнес не просто про деньги, а про цель жизни – им хочется изменить мир, сделать его интереснее, лучше; и «неопределившихся новичков (их 6%) – те, кто начали свое дело недавно и пока не понимают, зачем и для чего.
По сути, реальным бизнесом занимаются только 7% «предпринимателей по духу», и это очень важно осознавать, чтобы вдруг на основании красивой статистики не сделать неверных выводов".
Перейти к странице эксперта