Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Zoonar/Imago/ТАСС
Бизнес

Молодой бизнес против старых проблем

Молодые предприниматели сталкиваются с экономическими и политическими вызовами, но большинство научилось с ними справляться. Основные риски — падение спроса и финансовая нестабильность.
Фото:
Коротко о главном
  • 81% молодых предпринимателей оценивает ситуацию в своем бизнесе на удовлетворительно и выше.
  • 31% планирует до конца года инвестировать в развитие бизнеса.
  • Главные барьеры развития бизнеса по версии молодых предпринимателей: сокращение спроса (36%), высокие ставки по кредитам (24%), высокие налоги (24%) и неясность экономических перспектив (22%).
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • 81% молодых предпринимателей оценивает ситуацию в своем бизнесе на удовлетворительно и выше.
  • 31% планирует до конца года инвестировать в развитие бизнеса.
  • Главные барьеры развития бизнеса по версии молодых предпринимателей: сокращение спроса (36%), высокие ставки по кредитам (24%), высокие налоги (24%) и неясность экономических перспектив (22%).

МОСКВА, 20 июня 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты опроса молодых предпринимателей о трудностях ведения своего дела в рамках подготовки аналитического доклада.

Дело молодых

Молодежное предпринимательство в России активно развивается, однако начинающим предпринимателям бывает сложно пройти путь от амбициозной задумки до жизнеспособного бизнеса в условиях высокой неопределенности. Несмотря на внешние вызовы, большинство молодых предпринимателей оценивают свой бизнес как стабильный (восемь из десяти ставят оценку своему делу на уровне «удовлетворительно» и выше) и не планируют его закрывать, а каждый третий намерен активно расти в ближайшей перспективе. Иными словами, молодые предприниматели чувствуют себя довольно уверенно: по-видимому, им удается адаптироваться к текущей экономической действительности. Однако за этим оптимизмом на старте бизнеса нередко стоят маленький жизненный опыт и отсутствие «памяти о кризисах», что может приводить к недооценке возможных рисков.

  • Самые юные предприниматели (18—24 лет) проявляют больший оптимизм и готовность к инвестициям, тогда как старшие (25—35 лет) более осторожны.
  • На общем фоне наиболее уязвимо выглядит сельский молодежный бизнес, здесь предприниматели не только чаще оценивают ситуацию в своем деле как критическую (14% vs. 1-4% в городах), но и чаще говорят о намерении закрыть бизнес в ближайшее время (11% vs. 2-5% в городах).

 

О трудностях ведения своего дела…

В общей сложности треть опрошенных испытывают какие-либо трудности с ведением предпринимательской деятельности, тогда как большая часть декларирует отсутствие таковых.

В числе конкретных проблем называют прежде всего проблемы с клиентами и спросом, а также финансовые трудности. У молодых бизнесов реже есть резерв, что, судя по всему, усиливает чувствительность к издержкам. В тройку упоминаемых проблемных сфер входит регуляторная нагрузка, а также экономическая и политическая нестабильность. Внешний фон обходит нехватку компетенций и проблему кадров. Еще реже упоминались конкуренция и сложности с продвижением товаров и услуг. Вероятно, для ведения бизнеса важно не только обладать предпринимательским чутьем и навыками, но также быть готовым к постоянно адаптироваться к быстро меняющейся внешней среде.

…и барьерах развития

Восемь из десяти молодых бизнесменов указали на наличие барьеров для развития своего дела. И эти барьеры ограничивают их с разных сторон. С одной стороны, это рыночные волны — падающая покупательская способность, неясные перспективы, политическая неопределенность, колебания курсов валют, санкции и сложности приобретения импортных технологий и сырья. С другой — высокие налоги и ставки по кредитам, финансовые издержки и административное давление. Многие сталкиваются также с кадровым вопросом.

В этом сочетании проявляется ключевая уязвимость бизнеса: он лишен длинного кредитного плеча и вынужден финансировать развитие за счет оборота, что в условиях снижения покупательского спроса тоже проблематично. Любое повышение издержек становится фактором риска для всего дела.

Административные барьеры — бюрократия, коррупция, и кадровый дефицит — беспокоят в меньшей степени. Молодые предприниматели фокусируются на «большой четверке» проблем: спросе, кредитах, налогах, отсутствии четких экономических перспектив. Это отражает смену приоритетов: при нестабильном рынке молодой предприниматель сперва пытается сохранить объем продаж и ликвидность, а вопросы упрощения отчетности или поиска персонала отодвигает «на потом».

Таким образом, молодому бизнесу сегодня нужны не точечные «льготы», а системная ясность правил и доступное, предсказуемое плечо финансирования. Без этих предпосылок даже самый перспективный и амбициозный проект упрется в «стеклянный потолок» спроса и финансирования. Отсюда следует, что путь к развитию молодежного предпринимательства — ясные горизонты экономического планирования, которые возможны только в условиях стабилизации внешнеполитической обстановки, а также снижение кредитной планки и налогового бремени.

Автор: Татьяна Смак

С 30 апреля по 9 мая 2025 года.

Исследование ВЦИОМ

923 опрошенныхЦелевая доступная выборка молодых предпринимателей в возрасте 18-35 лет: самозанятые, индивидуальные предприниматели, учредители/соучредители ООО. Объем выборки — 923 респондента. География: Российская Федерация (все федеральные округа, 75 регионов РФ).

Метод — формализованные онлайн-интервью на базе интернет-панелей.

-

Как Вы оцениваете текущую ситуацию, сложившуюся в Вашем бизнесе/деле?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-30 лет

31-35 лет

Критическая, на грани банкротства

3

4

2

1

2

4

Тяжелая

14

16

12

8

15

15

Удовлетворительная

42

45

41

39

38

46

Хорошая

31

28

32

34

32

29

Отличная

8

5

10

16

10

4

Затрудняюсь ответить

2

2

3

2

3

2

Как бы Вы охарактеризовали Ваши бизнес-планы до конца этого года?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-30 лет

31-35 лет

Вероятно прекращу, закрою свой бизнес/дело

3

3

4

1

3

4

Буду выживать

14

16

14

5

16

16

Буду экономить, но в пределах разумного

20

21

18

20

20

19

Оставлю все как есть

27

27

27

25

27

28

Буду расти, инвестировать в развитие бизнеса

31

27

33

43

30

28

Другое

1

1

1

1

1

1

Затрудняюсь ответить

4

5

3

5

3

4

С ведением предпринимательской/самозанятой деятельности Вы сейчас испытываете трудности или нет? Если да, то какие это трудности?

(открытый вопрос, до 5 ответов, % от всех опрошенных)

Проблемы с клиентами и спросом, сумма ответов

17

Мало/ нет клиентов/ сложный поиск клиентов/ мало/ нет заказов/ низкий уровень/ нестабильность спроса

12

Низкая покупательская/ платежная способность

3

Отсутствие/ снижение рынков сбыта/ падение продаж/ маркетплейсы душат

2

Финансовые трудности

16

Низкий бюджет/ капитал/ нехватка денег/ низкий доход/ рост дохода/ отсутствие/ недостаток инвестиций/ снижение/ низкая стоимость услуг/ неудовлетворительная оплата труда

8

Высокий уровень расходов/ высокая арендная плата/ высокие цены на оборудование/ расходные материалы

4

Высокие процентные/ кредитные ставки

2

Высокий уровень инфляции/ высокие цены продуктов

2

Налоги, законодательство и бюрократия

8

Высокая налоговая нагрузка

3

Постоянные изменения в законодательстве/ введение маркировки "Честный знак"

3

Административное давление/ ограничения/ бюрократия/ огромное количество отчетности

2

Экономическая, политическая нестабильность

8

Санкции/ внешняя политика государства

3

Нестабильность экономики/ рынка/ нестабильность курса валют

3

Отсутствие/ недостаток возможностей развития/ роста/ господдержки

2

Личные и управленческие проблемы

7

Нехватка опыта/ знаний/ квалификации/ коммуникативные навыки

3

Дефицит времени

2

Выгорание/ депрессия/ Отсутствие мотивации/ лень

2

Кадровые проблемы

5

Дефицит кадров/ нежелание работников качественно выполнять работу/ низкая квалификация

5

Конкуренция и рыночные условия

4

Высокая конкуренция

3

Демпинг цен со стороны конкурентов

1

Маркетинг и продвижение

4

Дорогая реклама/ нет средств/ нехватка средств на рекламу

2

Блокировка необходимых сервисов/ ресурсов (в т.ч. для рекламы)

2

Сейчас у меня нет никаких трудностей

52

Другое

6

Затрудняюсь ответить

12

Каковы наиболее острые проблемы, мешающие развиваться Вашему делу? Выберите не более 5 наиболее острых

(закрытый вопрос, до 5 ответов, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-30 лет

31-35 лет

Сокращение платежеспособного спроса населения

36

39

35

28

35

39

Высокие ставки по кредитам

24

32

19

19

20

28

Высокие налоги

24

25

24

24

24

24

Отсутствие ясных перспектив развития экономики

22

27

18

15

20

25

Высокая арендная плата за офисные или производственные помещения

20

17

21

20

19

20

Политическая неопределённость

19

27

14

16

19

20

Недобросовестная конкуренция

18

17

18

15

19

18

Курс доллара/евро к рублю

17

19

15

14

19

16

Высокие тарифы (на электроэнергию, перевозки и т.п.)

15

14

16

14

15

16

Недостаток квалифицированных кадров

15

22

11

16

11

17

Санкции, нарушение логистических цепочек

15

18

13

18

16

14

Коррупция в органах власти, надзорных органах

12

15

9

13

14

10

Административные барьеры, бюрократия

11

15

8

8

12

12

Сложность с приобретением импортных технологий, сырья

11

14

9

7

14

10

Неэффективная судебная система

7

10

4

4

7

7

Нет проблем, мешающих развитию вашего дела

11

8

14

14

13

10

Другие

3

3

3

1

4

3

Затрудняюсь ответить

6

5

6

6

4

7

Даниил Ермолаев
Директор по развитию ВЦИОМ-Консалтинг

"Интерес молодежи к предпринимательству растет: из 4,42 млн ИП каждый четвертый моложе 35 лет, самозанятых около 13 млн человек и каждый второй моложе 35 лет. Есть также и те, кто открывает свои ООО. И это прекрасно! Однако статус ИП или самозанятого, или даже открытие ООО, не всегда означает, что человек занимается реальным бизнесом, порой это просто ширма, за которой скрывается решение личных проблем.

Сегодня мы выделяем 4 группы предпринимателей:  «фрилансеров» (их 73%, выручка большинства до 1 млн руб. в год) – те, кто не стремится построить полноценный бизнес, а просто продает свои компетенции и работает как в найме, только на открытом рынке;  «вынужденных предпринимателей» (их 12%, выручка большинства до 500 тыс. руб. в год) – те, кто не смог найти себя в корпоративном или государственном секторе и стал ИП, потому что это единственный понятный источник дохода; «предпринимателей по духу» (их 7%, выручка большинства до 10 млн руб. в год) – те, для кого бизнес не просто про деньги, а про цель жизни – им хочется изменить мир, сделать его интереснее, лучше; и «неопределившихся новичков (их 6%) – те, кто начали свое дело недавно и пока не понимают, зачем и для чего.

По сути, реальным бизнесом занимаются только 7% «предпринимателей по духу», и это очень важно осознавать, чтобы вдруг на основании красивой статистики не сделать неверных выводов". 

Перейти к странице эксперта


20 июня 2025
Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07