МОСКВА, 28 мая 2007 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, что, по мнению опрошенных, правит миром.
В настоящее время, как и в 1992 г., преобладает мнение, что миром правят деньги. Причём доля тех, кто так считает, возросла с 39% до 54%. Больше стало и тех, кто полагает, что миром правит любовь (рост с 4% до 11%). При этом реже стали звучать ссылки на высшую силу (снижение показателя с 17% до 10%) и на разум (с 17% до 12%).
И мужчины, и женщины, как правило, основной «пружиной» истории считают деньги, однако мужчины указывают на финансы чаще женщин (57% и 52%) и реже говорят о любви (8% и 13%).
Роль любви с годами кажется всё менее важной (доля тех, кто её отмечает, сокращается с 16% в группе 18-24 лет до 7% в группе «60+»). Старшее поколение чаще респондентов молодого и среднего возраста упоминает «высшую силу» (14% и 7-10%). «Меркантильное» толкование истории наиболее характерно для опрошенных 25-34 лет (58%), наименее - для самой молодой и самой старшей возрастных групп (52-53%).
Чем выше уровень образования респондентов, тем менее значимой им представляется роль денег (57% в группе с образованием ниже среднего и 51% в группе с высшим и незаконченным высшим образованием) и тем более важной - роль разума (7% и 13%) и любви (7% и 13%).
На деньгах акцентируют внимание прежде всего те респонденты, кто относит себя к плохо материально обеспеченным (61%, в группе хорошо обеспеченных - 48%). Финансово неблагополучные опрошенные несколько чаще говорят и о грубой силе (6% и 1%). Но меньше внимания уделяют любви (9% и 19%) и разуму (6% и 13%) как движущим силам в истории.
Эта же закономерность проявляется, когда сравниваются мнения групп опрошенных, по-разному оценивающих свою покупательскую способность. Считают, что миром правят деньги, 63% тех, кто едва сводит концы с концами, и только 45% тех, кто может без труда приобретать вещи длительного пользования. Указывают на грубую силу 8% в первой группе и 2% во второй. На любовь и разум по 3-5% в первой группе и по 17% во второй.