МОСКВА, 5 марта 2002 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опросов, проведенных по выборке, репрезентативной для взрослого (18 лет и старше) население России по полу, возрасту, уровню образования, региону и типу населенного пункта.
Авторы текста: Л. Седов, И. Палилова
Согласно данным ВЦИОМ, Международный женский день принадлежит к числу самых любимых в народе праздников (его называют самым важным 27% опрошенных); он уступает по важности только не знающему конкуренции Новому году (79%), собственным дням рождения (37%) и, с незначительной разницей, Дню Победы (30%). Близко подходит к нему по числу упоминаний Пасха (26%), но уже Рождество (19%) и 1-е мая (13%) равняться с ним не могут.
Стремление отпраздновать День женщин и поздравить их всех вместе раз в году не выглядит странным, если познакомиться с тем перечнем их прекрасных качеств, которые мы получаем в ответах на следующий вопрос: Выберите из этих качеств три, которые, по Вашему мнению, более всего свойственны женщинам? (Число ответов в таблице разбито на мужские и женские, чтобы лучше почувствовать разницу восприятия женщинами самих себя и их восприятия мужчинами). Не мудрено, что у мужчин на первом месте стоит красота, а у женщин — заботливость и трудолюбие. Самим женщинам труднее оценить свое главное достоинство в глазах мужчин, а мужчинам со стороны не так заметно, какую любовь к труду вкладывают женщины в свои повседневные заботы на работе и дома.
Наконец, можно отметить любопытные региональные различия в восприятии женских достоинств. (Ниже цифры будут приводиться без разделения на женские и мужские ответы, а в сравнении со средним распределением). Трудолюбие женщин чаще отмечается в регионе Предуралья – Урала (52% при среднем 41%), верность — в европейской России (47%, ср. 40%), в Сибири – ДВ чаще упоминается красота (54%, ср. 48%). Особняком стоит Москва, где женскую верность отмечают только 25%, зато очень многие поминают ответственность (31%, ср. 21%). Что ж? Как сказал поэт, “мамы всякие нужны, мамы всякие важны…”
Международный женский день, считают для себя одним из самых важных праздников 22% мужчин и 32 % женщин.
На вопрос “Что бы вы хотели получить в подарок от своего любимого?”, непритязательные женщины в большинстве случаев (35%) выбирали вариант “цветы”. Вероятно, именно цветы в большей степени ассоциируются с наступлением весны, ознаменованием которой как раз и является женский праздник. Духи, парфюмерию, косметику хотели бы получить в подарок 16% женщин, 11% мечтают о “сладкой жизни” — тортах, конфетах, 7% — о драгоценностях или украшениях.
Молодые представительницы прекрасного пола в возрасте 18-24 года более всего обрадовались бы цветам и приглашению в театр или ресторан. Женщины постарше (25 – 39 лет) предпочли бы духи, косметику, украшения и драгоценности, представительницы возрастной группы 40-54 не отказались бы от сладостей, косметических средств, бытовых предметов, но их уже в меньшей степени интересуют драгоценности, и все большее число женщин затрудняется помечтать на тему подарка. Дам более старшего возраста еще чаще ставит в затруднительное положение вопрос о подарке, и они выбирают вариант “ничего”.
Женщины – рабочие заказали бы “мартовскому Деду Морозу” букет цветов, коробку конфет и парфюмерный флакончик, точно так же поступили бы женщины – служащие без специального образования; домохозяйки вполне естественно отдали бы предпочтение бытовой технике, учащиеся и студентки предпочли бы самостоятельно выбрать себе что-либо на подаренные деньги, а женщины — предпринимательницы с удовольствием бы приняли приглашение в ресторан или театр, цветы, украшения или парфюмерию.
Ожидания представительниц прекрасного пола вполне совпали с теми задумками, которые собираются претворить в жизнь по случаю женского праздника мужчины, поставленные перед вопросом: “Что Вы собираетесь подарить к 8-му марта своей любимой?” . 39% представителей сильного пола, не претендуя на оригинальность, решили порадовать своих любимых цветами, причем этот вариант ответа — самый распространенный среди мужчин всех без исключения возрастных категорий. 20% думают преподнести даме духи, косметику, парфюмерию, в основном это мужчины в возрасте 25-39 лет, тогда как представители старшего поколения выбирают более практичные подарки.
11% мужчин постараются подсластить жизнь прекрасных дам конфетами, тортами.
11% женщин придерживаются мнения о том, что самый лучший подарок — деньги и соответственно возможность самостоятельного выбора, а 10% мужчин одобряют своих оппонентов в данном вопросе, тем самым отстраняя себя от проблемы мучительного поиска подарка. Но это мнение получило наибольшую поддержку среди представителей возрастной категории 55 лет и старше (18%).
Пожалуй, единственный вариант — “приглашения в ресторан, театр” вызвал противоречия между ожидаемым и действительным, то есть менее 1% представителей мужского пола планируют пригласить свою любимую в ресторан или театр, хотя 6% женщин обрадовались бы такому сюрпризу. Но, к сожалению, данные опроса не позволяют выяснить, считают ли мужчины, да и сами женщины, цветы, приглашение в ресторан, театр самостоятельным подарком или просто приложением к материальному эквивалент.
Опрос 2002 года проводился 22-26 февраля в 83 населенных пунктах 33 регионов страны (150 точек опроса), участвовало 1600 человек. Допустимая погрешность – в пределах 3.8%.