Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото:
Общество

МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИЯН: ПЕРСПЕКТИВЫ НА БЛИЖАЙШИЙ ГОД

Те, кто рассчитывают на улучшение финансовых возможностей, надеются на свою заработную плату. Пессимисты, в свою очередь, опасаются инфляции.
Фото:
Коротко о главном
  • Большинство россиян изменений в своем материальном положении не ожидают
  • Те, кто прогнозирует улучшение финансовых возможностей, рассчитывают, в основном, с получением заработной платы по основному месту работу
  • Респонденты, ожидающие ухудшения материального положения, связывают это, в первую очередь, с высокой инфляцией
  • Главная стратегия россиян в условиях роста цен и снижения доходов – экономия (54%). Активные способы сохранения привычного образа жизни находят куда меньше приверженцев.
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • Большинство россиян изменений в своем материальном положении не ожидают
  • Те, кто прогнозирует улучшение финансовых возможностей, рассчитывают, в основном, с получением заработной платы по основному месту работу
  • Респонденты, ожидающие ухудшения материального положения, связывают это, в первую очередь, с высокой инфляцией
  • Главная стратегия россиян в условиях роста цен и снижения доходов – экономия (54%). Активные способы сохранения привычного образа жизни находят куда меньше приверженцев.

МОСКВА, 23 марта 2011 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, какие прогнозы изменения своего материального положения строят россияне, за счет чего ожидают его улучшение/ухудшение, и какие стратегии используют для сохранения привычного образа жизни в условиях инфляции и сокращения доходов.

Прогнозы изменения материального положения, после кризисного 2009 года, вновь улучшились, приблизившись к показателям 2006 года. Так, доля тех, кто ожидает улучшения своих финансовых возможностей, выросла с 13 до 19% за два года.  Оптимистичные прогнозы строят, в первую очередь, 18-24-летние (33%). А группа тех, кто считает, что их материальное положение ухудшится, сократилась с 32 до 21% соответственно. Пессимистично настроены, в основном, респонденты старше 45 лет (25-27%). Большинство же россиян не ожидает перемен в своем материальном положении в текущем году (47%, в 2009 году назад так считали 38%). Финансовую стабильность прогнозируют пожилые респонденты (53%). 

Россияне, ожидающие, что их материальное положение в 2011 году улучшится, надеются, в первую очередь,  на заработную плату от основной работы, однако с каждым годом значение этого источника становится все менее заметным (с 61% в 2008 году до 54% в текущем году).  Значительно меньше тех, кто рассчитывает на заработную плату от дополнительной работы (14% против 25% в 2009 году), на пенсию или же доходы от предпринимательской деятельности (по 12%). Еще реже наши сограждане ожидают, что улучшение материального положения произойдет за счет  заработка от трудовой деятельности без официального оформления (9% против 14% в 2008 году), денежной помощи от родных и друзей и других денежных поступлений (по 7%), доходов от продажи продуктов, произведенных в личном подсобном хозяйстве (4%) или от сдачи в наем жилья (3%). В меньшинстве - те, кто рассчитывает на стипендию, пособие по безработице (по 2%), проценты по вкладам и доходы от продажи недвижимости или имущества (по 1%).

Что касается тех, кто прогнозирует ухудшение своего материального положения, то они главным фактором считают инфляцию, причем ее значение растет с каждым годом (с 67% до 82% за три года). Все больше становится и тех, кто ссылается на увеличение расходов (53% против 43% в 2008 году).   А вот потеря основной работы, напротив, пугает наших сограждан куда меньше, чем два года назад (с 21 до 11%). Среди прочих факторов - необходимость выплаты процентов по кредиту (8%), потеря дополнительной работы (5%), работы без официального оформления (4%) или сокращение других денежных поступлений (8%),  потеря социальных пособий (3%), пособия по безработице (2%). Меньше всего тех, кто связывает ухудшение материального положения с закрытием собственного бизнеса или с сокращением процентов по вкладам (по 1%).

Раньше россияне готовы были полностью перейти на дешевые продукты, сегодня - только частично. На протяжении последних десятилетий стратегии россиян при выборе продуктов питания в условиях сокращения доходов неоднократно менялись. В 1999 году самым оптимальным вариантом россияне считали переход на дешевые товары (46%). Спустя десять лет наши сограждане, наряду с этим вариантом (33%), практически в равной степени предпочитали только частично переходить на недорогие продукты (29%) или же продолжать покупать привычные товары, но в меньшем объеме (31%). Сегодня россияне, в основном, готовы только частично отказаться от привычных продуктов в пользу тех, что дешевле (34%).

В условиях роста цен и снижения доходов большинство россиян, как и прежде, предпочитает экономить (54%). Значительно меньше тех, кто использует активные стратегии: ищет дополнительную работу по найму или подработки без официального оформления (по 17%), выращивает овощи и фрукты на своем земельном участке (14%). В меньшинстве - те, кто обращается за пособиями (4%) или сдает жилье в наем (2%). 18% опрошенных вообще ничего не предпринимают.

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 22-23 января 2011 г. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07