Аналитический обзор
Фото:
Культура

Лето позади: итоги сезона отпусков-2016

Экономя деньги, россияне этим летом реже выезжали на курорты. Дачи и дом – самое массовое место летнего отдыха в эпоху кризиса и международной конфронтации.
Фото:
Коротко о главном
  • Отдохнули этим летом 55% россиян, каждый пятый (20%) был дома, каждый второй (46%) – на даче
  • Фактические траты на поездку, по итогам сезона, на 6% ниже, чем в прошлом году: 36.026 руб. против 38.516 руб.
  • Изменили планы на отдых 17% россиян
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • Отдохнули этим летом 55% россиян, каждый пятый (20%) был дома, каждый второй (46%) – на даче
  • Фактические траты на поездку, по итогам сезона, на 6% ниже, чем в прошлом году: 36.026 руб. против 38.516 руб.
  • Изменили планы на отдых 17% россиян

МОСКВА, 23 сентября 2016 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, где россияне провели лето, сколько денег потратили на поездку, довольны ли своим отдыхом и пришлось ли корректировать планы на отпуск в течение сезона.

Доля отдохнувших этим летом россиян составила 55% (в 2015 г. - 59%). Не отдыхали, не брали отпуск 45% (среди людей старше 60 лет – 53%, среди селян – 52%).

Заметно больше, по сравнению с прошлым годом, стало тех, кто свободные летние дни провел дома: с 13% до 20%. Около половины «отпускников» (46%) выбрались на дачные участки. Каждый шестой (17%) посетил один из уголков России.

Отдохнуть на берегах Черного моря, согласно данным опроса, смогли более 10%. На курортах Краснодарского края побывали 11%, в Крыму – 4%. За границу отправились немногие (7%), и в том числе в дальнее зарубежье – 5%, и 2% - в страны бывшего СССР.

Траты на выездной отдых этим летом не только не выросли по отношению к прошлому году, но, напротив, оказались ниже. Так, бюджет на одного члена семьи составил 36.026 руб. (против 38.516 в 2015 г.). Однако фактические расходы оказались выше предполагаемых: в мае с.г., согласно данным опроса, на поездку средний россиянин планировал отдать 33.653 руб. Традиционно больше денег тратят москвичи и петербуржцы (57.801 руб. – почти в два раза больше, чем в среднем по выборке), 25-44-летние (44.685-42.188 руб.).

Уровень удовлетворенности отдыхом существенно выше среди тех, кто смог отправиться в путешествие, нежели среди тех, кто оставался дома или был на даче: 82% против 60%, соответственно. Главной причиной недовольства последних является именно невозможность отправиться в то место, о котором мечтали. Выезжавшие за пределы домашнего региона, помимо данного фактора, также часто называют высокие цены, непродолжительность поездки.

Были вынуждены скорректировать свои планы на лето 17% респондентов, как правило, из-за личных обстоятельств (13%), проблем со здоровьем (11%), рабочей необходимости (9%). Запрет на поездки в определенные страны назвал только 1% из тех, кто изменил планы. Более трети (36%) всех опрошенных провели отпуск именно так, как задумывали изначально.

Согласно анализу компании «Медиалогия», в федеральных СМИ в июне-августе 2016 г. было зафиксировано 1664 сообщения по теме «отпуск». В ТОП-5 рейтинга стран упоминаемости в контексте данной темы вошли Турция (2 187 сообщений), Греция (1 404 сообщения), Египет (1 163 сообщения), Италия (1 036 сообщений), Испания (1 025 сообщений).

C результатами исследования также можно ознакомиться здесь.

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 10-11 сентября 2016 г. в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках и 8 ФО России. Объем выборки 1600 человек. Выборка репрезентирует население РФ в возрасте 18 лет и старше по полу, возрасту, образованию, типу населенного пункта. Выборка многоступенчатая стратифицированная, с пошаговым отбором домохозяйств, с применением квот на последнем этапе отбора. Для данной выборки максимальный размер ошибки (с учетом эффекта дизайна) с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Метод опроса - личные формализованные интервью по месту жительства респондента. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Мониторинг и анализ публикаций в российских СМИ проведен компанией «Медиалогия». Исследование проводилось по базе СМИ «Медиалогии», включающей порядка 26 800 источников: ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства, Интернет-СМИ. Период исследования по общему количеству сообщений по теме «отпуск»: июнь-август 2014-2016 гг.; по «рейтингу стран»: июнь-август 2016 г.

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07