МОСКВА, 26 января 2021 г. Фонд ВЦИОМ и Национальное агентство развития квалификаций (НАРК) апробировали автоматизированную систему сбора данных о наличных и перспективных квалификациях в экономике России. Представляем результаты третьего этапа апробации (предыдущие публикации доступны на сайте ВЦИОМ). Данное исследование помогает выявить разрыв между официальными квалификациями Минтруда и реальным спросом на рынке труда среди учителей, воспитателей, педагогов школ и детских дошкольных учреждений, преподавателей, специалистов сферы занятости и бухгалтеров. Результаты исследования позволят Минтруду обновить требования к квалификациям и сформировать запрос вузам на подготовку кадров.
В новой волне (с 17 июля по 16 октября 2020 г.) онлайн-опроса НАРК — Фонда ВЦИОМ ставился исследовательский вопрос, отстает ли практика описания квалификаций от реальных процессов на рынке труда, и если отстает, то насколько масштабно это отставание.
Основой выборки послужила уникальная база данных о предприятиях и организациях, предоставленная Министерством труда РФ. В исследовании участвовали 4000 работодателей в лице руководителей предприятий/организаций и линейных руководителей. В результате примененного инструментария с довольно высокой степенью стандартизации исследователи отразили ситуацию в разных профессиях.
Для приоритетного и наиболее подробного анализа были отобраны 502 описания, которые составили представители шести профессий: учителя, воспитатели, педагоги школ и детских дошкольных учреждений, преподаватели, специалисты сферы занятости и бухгалтеры. Описания того, чем реально занимаются профессионалы на работе, сопоставлялись с описаниями, содержащимися в соответствующих реестрах Министерства труда: и там, и там выделялись дескрипторы, списки которых сравнивались между собой. Объединяют все эти профессии заведомо высокая стандартизация и требование высокого уровня профессиональной подготовки — высшего или, как минимум, среднего образования.
В результате было получено подробное представление о ситуации в сфере образования (четыре профессии), с которой контрастировали две профессии из других областей профессиональной деятельности. При этом показатели степени согласованности между «официальными» и фактическими описаниями оказались весьма сходными.
Основной вывод: даже в высокостандартизированных профессиях имеются различия между нормативными и фактическими описаниями, однако их масштаб оказался намного меньше ожидаемого экспертами. Совершенно не совпали с описаниями реестров Министерства труда только 15% описаний, предоставленных работниками. В оставшихся 85% описания работников либо полностью совпали (18%), либо содержательно повторяли требования реестров, но были изложены респондентами «своими словами» (67%).
Таким образом, результаты исследования подтвердили актуальность проведения Мониторинга рынка труда (жизненного цикла квалификаций): различия между нормативными документами и требованиями реальной жизни имеются, однако, по крайней мере для исследованных квалификаций, не являются критическими.