МОСКВА, 16 октября 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса россиян о квадробике — новой субкультуре.
Не все новое — хорошо забытое старое |
Одно из новых увлечений детей и подростков, которое вызвало широкое обсуждение в СМИ, — квадробика (или квадробинг). Оно объединяет в себе косплей (переодевание в животных) и физическую активность, а именно имитацию движений животных, например, бег на четвереньках, прыжки, лазанье по деревьям. О новой субкультуре знают или слышали почти шесть из десяти (58%) россиян, в том числе почти треть (31%) хорошо знают, что это такое. Чем моложе опрошенные, тем чаще они «в теме» новых веяний: среди зумеров показатель достигает 87%, это в три раза больше по сравнению со старшей когортой (29% среди поколения оттепели). Большую осведомленность демонстрируют родители детей до 18 лет (68–73% vs. 58% среди всех россиян). По-видимому, они лучше разбираются в том, что происходит в жизни подрастающего поколения.
Как правило, моду задают крупные города, квадробика не стала исключением: 70-72% жителей мегаполисов (миллионников и обеих столиц) имеют о ней представление, тогда как среди сельчан — только 42%. Лучше осведомлены о новом явлении также люди с высшим и неполным высшим образованием (69%).
Дурной пример заразителен? |
По мнению россиян, увлечение детей и подростков квадробикой — следствие внешнего негативного социокультурного влияния (35% ), прежде всего соцсетей и интернета (15%), а также моды (7%), западной культуры (6%), СМИ и социальной среды (по 2%) и общей подверженности влиянию/подражанию (3%). Почти столько же голосов набрал второй фактор — плохое воспитание и образование (32%), здесь речь идет об агентах социализации — семье (16%), школе (2%), а также о дефиците внимания к молодежи (8%), вседозволенности (3%) и нехватке культуры, бездуховности (3%).
В 25% случаев опрошенные полагают, что подражание животным исходит из возрастных особенностей, присущих детям и подросткам: баловство, игра (7%), способ выплеснуть энергию (6%), самовыражение (5%), желание быть причастным к субкультуре или найти друзей (4%), инфантильность (2%), свойственные детям проявления (1%). Часть россиян связывают популярность квадробики с проблемами детского и подросткового досуга — 18% ответов: безделье — 12%, нет организованного досуга — 4%, чрезмерное увлечение гаджетами — 2%.
В меньшей степени желание детей и подростков идентифицировать себя с животными респонденты объясняют личностными особенностями — 10% ответов (глупость, проблемы с психикой — 8%, протест, способ уйти от реальности — 2%) и в единичных случаях (1%) звучит вариант «любовь к животным».
Зумеры и младшие миллениалы заметно чаще других связывают квадробику с возрастными особенностями подрастающего поколения — 34% и 47% соответственно (vs. 25% среди всех россиян). При этом они так же часто, как и россияне в целом, говорят о негативном социокультурном влиянии (35-39%), но реже видят причину в плохом воспитании и образовании (15-20% vs. 32% среди всех россиян) или проблемах досуга (6-8% vs. 18% среди всех россиян). То есть, по их мнению, квадробика — это модный способ самовыражения.
Чем старше опрошенные, тем чаще они делают акцент на безделье, отсутствии качественного досуга (6% среди зумеров и 20-22% у старших поколений застоя и оттепели). В целом россияне склонны воспринимать увлечение квадробикой как нежелательное явление, связанное с внешним негативным влиянием или недостатком семейного и школьного воспитания, а также избытком свободного времени у детей и подростков.
Не лает, не кусает… |
Настороженное восприятие россиянами квадробики подтверждается и тем, что каждый второй (51%), по собственному признанию, при встрече с квадробером испытал бы неприятные эмоции. С возрастом такие эмоции только усиливаются: если среди зумеров и младших миллениалов о неприятных эмоциях говорят 35-36%, то среди старших поколений (застоя и оттепели) — уже 62-68%.
Около трети (31%) отметили, что квадроберы не произвели бы на них никакого впечатления, а каждый девятый (11%) испытал бы от встречи положительные эмоции. Нейтральное восприятие квадроберов в большей степени свойственно молодым россиянам (зумеры и младшие миллениалы) — 44-51%. Младшие миллениалы чаще других поколений говорят о позитивной реакции на квадроберов (19%).
Родители несовершеннолетних — те, у кого в семье подрастает «целевая аудитория» квадробики, — эмоционально реагируют на квадроберов так же, как и россияне в целом: 52-53% испытали бы негативные эмоции, 30-33% — нейтральные и 11% — позитивные. То есть они не отличаются ни большей лояльностью, ни большим негативом по отношению к квадроберам.
|
Россияне оказались достаточно единодушны в том, что увлечение ребенка квадробикой — повод для беспокойства родителей, так думают три четверти (74%). Это мнение доминирует во всех социально-демографических группах, в том числе среди родителей несовершеннолетних детей (72-77%), достигая 85-87% среди старших поколений (застоя и оттепели). Но зумеры и младшие миллениалы несколько чаще убеждены, что квадробинг не причина для родительских волнений (28% среди зумеров и 39% среди младших миллениалов vs. 18% среди всех россиян).
|
Запретить, ограничить или оставить как есть? |
Вопрос о запрете квадробики обсуждается на самом высоком уровне[1], и россияне, по-видимому, готовы поддержать ограничения в отношении новой субкультуры: 38% полагают, что нужно ее контролировать, а 35% высказались за полный ее запрет. Меньшая часть (19%) поддерживает идею о свободе самовыражения и против каких-либо запретов.
Запретить или контролировать? Консенсуса по этому вопросу в обществе нет, более того, это вопрос «отцов и детей», а точнее «дедушек и внуков». Молодые россияне (зумеры и младшие миллениалы) в меньшей степени готовы подержать полный запрет квадроберов (19-20%), зумерам ближе вариант контроля (48%), а младшим миллениалам — оставить как есть, не вмешиваться (37%). Тогда как россияне старшего возраста (поколения застоя, оттепели) чаще других выступают за полный запрет квадробики (44-47%).
|
[1] В Совфеде предложили запретить субкультуру квадроберов. https://www.rbc.ru/rbcfreenews/66e131339a794732dce9ebf9