МОСКВА, 27 февраля 2017 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) совместно с Фондом кино представляет данные исследования «Портрет аудитории российских городских кинотеатров». В рамках исследования было опрошено более семи тысяч респондентов в кинотеатрах Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Казани, Омска, Ростова-на-Дону, Краснодара и Уфы.
В зрительской аудитории городских кинотеатров преобладают люди в возрасте 25-34 лет (33% - каждый третий посетитель кинотеатра). Вопреки распространенному убеждению, аудитория посетителей кинотеатров от 18 до 24 лет несколько меньше – 27%, но именно она составляет так называемое ядро киноаудитории – посещает кинотеатры 1-2 раза в месяц и чаще. Основным мотивом похода в кино для них является просмотр киноновинок в компании друзей или второй половины. Подростки 14-17 лет составляют лишь 15% кинотеатральной аудитории, что соответствует доле зрителей в возрасте от 35 до 44 лет (15%).
Поход в кино – коллективный способ проведения досуга: подавляющее большинство опрошенных кинозрителей были в кино не одни, в основном со своей второй половиной (33%), друзьями (29%) или с родителями/детьми (21%).
Кинозрители внимательно относятся к выбору фильма и планируют поход в кино заранее. Две трети респондентов (66%) выбирают фильм задолго до посещения кинотеатра (более, чем за день). Доля зрителей, выбравших фильм в день сеанса, но до прихода в кинотеатр, составила 17% (каждый шестой). Почти столько же (16%) кинозрителей выбирают фильм непосредственно в кинотеатре. Тщательность планирования более заметна в праздники, когда поход в кино с родными и близкими планируется заранее и воспринимается, как традиция (доля «спонтанного» посещения в этот период не превышает 14%).
При выборе фильма только 5% кинозрителей в первую очередь руководствуются оценкой картин на специализированных порталах, 1% основывают свой выбор на рецензиях критиков Приоритетными факторами для респондентов являются жанр и тематика (33%), сюжет (18%), актерский состав (17%). Рекомендации друзей или знакомых являются определяющим фактором только 3% респондентов.
Только десятая часть опрошенных зрителей (9%) при выборе фильма в первую очередь ориентировалась на страну производства.
В ситуации выбора: пойти в кино на российский фильм прямо сейчас или ждать сеанс зарубежного фильма, 77% респондентов решат смотреть российское кино. Им не столь важно, в какой стране создан фильм; главное, чтобы сюжет картины был интересным. Только 17% респондентов предпочтут подождать начала интересного им зарубежного фильма или уйдут из кинотеатра.
Более половины участников опроса (58%) констатируют, что качество российского кино за последние два года улучшилось. Доля зрителей, отметивших положительную динамику качества российских фильмов, выше в категории завсегдатаев-киноманов и лидеров мнений, определяющих в компании, на какой фильм идти.
Согласно данным всероссийского опроса, поход в кино является самым распространённым способом проведения досуга. Доминирующая среди киноаудитории периодичность похода в кино – 1-2 раза в месяц (46%). Каждый четвертый кинозритель (27%) стал ходил в кино в 2016 году чаще, чем в 2015-ом. Респонденты объясняли это прежде всего большим количеством интересных фильмов. Каждый второй (53%) ходил в кино с такой же частотой, как и в 2015 г. Доля кинозрителей, сокративших частоту похода в кино в 2016 году, составила 15%. Основной причиной тому стал недостаток свободного времени.
Опрос ВЦИОМ проведен по заказу Фонда кино в 4 волны: 29-30 декабря 2016 г.; 6-7 января 2017 г.; 19-21 января 2017 г.; 26-28 января 2017 г. Метод опроса – персональное формализованное интервью с использованием планшета объемом 7034 человек. Опрос проходил в кинотеатрах в 10 городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Казани, Омске, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Уфе. Данные взвешены на основании информации о посещаемости кинотеатров. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает (+/-) 1,2%.