4 октября 2021 г. ВЦИОМ представляет данные опроса россиян, посвященного доверию.
Более трети россиян (36%) считают себя общительными, компанейскими людьми (39% граждан в возрасте 60+ и 38% 25-34-летних), 11% — скорее замкнутыми и склонными к одиночеству (16% среди граждан 60+), а 50% иногда хотят общаться, а иногда — побыть в одиночестве (56% среди граждан 18-44 лет). Доля общительных россиян уменьшилась на 9 п.п. за 15 лет (45% в 2006 г.), а доля замкнутых — на 4 п.п. (15% в 2006 г.)
Наши сограждане поделились, с кем они имеют по-настоящему откровенные отношения: 48% — с супругом или супругой (63% среди 35-44-летних), 43% — с детьми, 39% — с родителями, 20% — с друзьями детства и юности (40% среди 18-24-летних), 20% — с братьями и сестрами, 18% — с коллегами по работе и сослуживцами, 16% — со знакомыми, 12% — с другими родственниками; только 2% россиян поддерживают откровенные отношения со знакомыми по интернету.
Почти половина россиян (47%) могут доверить самое сокровенное всего нескольким родственниками, 17% — только одному по-настоящему близкому родственнику, у 21% таких людей от пяти до десяти, а по 7% респондентов ответили, что у них более десяти таких человек или нет ни одного.
Среди друзей 41% имеют несколько человек, которым они могут доверить самое сокровенное, 20% имеют только одного такого друга, 14% — от пяти до десяти, 7% — более десяти человек, а 19% — ни одного.
Две трети россиян (66%) никогда не стали бы делиться сокровенными проблемами с малознакомыми людьми, 24% отмечают, что это возможно только в самых исключительных случаях, а каждый десятый (10%) ответил, что такое желание иногда возникает. За 15 лет желание россиян делиться сокровенными проблемами с незнакомцами уменьшилось: в 2006 г. 17% допускали такую возможность, 35% ответили, что это возможно в исключительных случаях, и только 43% говорили, что это невозможно в принципе.
Наши сограждане рассказали о доверии людям из своего окружения и различным источникам информации: 90% доверяют родственникам (52% — полностью), 81% доверяют друзьям (32% — полностью), 49% — коллегам по работе (только 7% — полностью), 33% — телевидению (только 2% — полностью), 28% — своему кругу общения в интернете (3% — полностью), и 12% доверяют рекламе (менее 1% респондентов доверяют ей полностью). При этом за 15 лет россияне в целом стали несколько менее доверчивыми, а более всего снизилась доля тех, кто полностью доверяет родственникам (64% в 2006 г., сокращение на 12 п.п.).