МОСКВА, 17 июля 2009 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как россияне относятся к частным предпринимателям, хотят ли сами попробовать себя в этой роли и в какой именно сфере, и стоит ли, по мнению наших сограждан, открывать собственное дело в период кризиса.
Большинство россиян положительно относятся к предпринимателям (79%): 41% - хорошо, 38% - скорее хорошо. Как правило, это те, у кого есть знакомые бизнесмены (86-91% против 66% среди респондентов, у кого нет в окружении предпринимателей), респонденты моложе 44 лет (86-91%) и обеспеченные (93%). Только 13% не одобряют людей, занимающихся частным бизнесом (9% относятся к ним скорее плохо, 4% - плохо). Негативное отношение проявляют к предпринимателям, в основном те, кто с ними лично не знаком (23%) и малообеспеченные сограждане (28% и 22% соответственно).
«Предпринимательский дух» россиян во время кризиса несколько увял: по сравнению с прошлым годом больше стало тех, кто не проявляет желания к занятию предпринимательством (с 44% до 55%). Не хотят иметь собственное дело, как правило, те, у кого нет знакомых бизнесменов (76%) и респонденты, которые в принципе плохо к ним относятся (82%). 6% раньше не хотели заниматься бизнесом, а теперь - хотят, а 13%, наоборот, уже не имеют такого желания. Меньше стало тех, кто и прежде, и сейчас хочет быть частным предпринимателем (с 26% до 19%). Наконец, только 5% сообщают о том, что уже имеют собственный бизнес.
Наиболее частые причины нежелания заниматься бизнесом - отсутствие стартового капитала и несоответствие возраста, состояния здоровья (по 20%), кризиса же боятся только (2%). 11% сообщают, что не имеют соответствующих качеств, а 9% - желания. 5% пугают ответственность и временные затраты. По 4% аргументируют свое нежелание отсутствием необходимых знаний и условий. По 3% сообщают, что их устраивает роль наемного работника или же боятся неудач. В числе прочих причин - отсутствие опыта, изначально негативное отношение респондентов к этому занятию, бюрократические преграды (по 2%). Реже всего наши сограждане ссылаются на коррупцию, отсутствие связей и оригинальной бизнес - идеи (по 1%).
Те, готов испытать себя в роли предпринимателя, как правило, отдают предпочтение сфере торговли, в частности - открытию продовольственного магазина (22%). 8% хотели бы открыть свое дело в сфере бытовых услуг, 7% - в сельском хозяйстве, животноводстве или рыболовстве. По 5% занялись бы автомобильным, строительным бизнесом или же открыли бы свое дело в сфере общественного питания. 4% отдают предпочтение производству. Менее популярны у россиян такие области, как медицина и косметология, туризм, грузоперевозки, информационные технологии и компьютеры (по 2%), образование (1%). Для 3% не принципиальна сфера бизнеса, главное - «работать на себя». Впрочем, в 26% случаев потенциальные предприниматели не знают, в каком же именно виде бизнеса они хотели бы реализовать себя.
Россияне думают, что кризис скорее плохое, нежели хорошее время для открытия собственного дела (66% против 16% соответственно). В том, что сейчас не стоит начинать бизнес, уверены, как правило, жители малых городов (73%) и респонденты со средней и низкой самооценкой материального положения (66-68%). Благоприятными же для предпринимательства считают нынешние условия, в основном, москвичи и петербуржцы, жители средних городов (по 22%) и материально обеспеченные россияне (30%).
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 4-5 июля 2009 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.