Аналитический обзор
Фото:
Экономика

КРЕДИТОВАНИЕ В РОССИИ

Фото:
Коротко о главном
  • На фоне быстрого роста объема кредитов населению (на 9% за квартал) эффективность работы банков на рынке потребительского кредитования в целом снижается.
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • На фоне быстрого роста объема кредитов населению (на 9% за квартал) эффективность работы банков на рынке потребительского кредитования в целом снижается.

МОСКВА, 26 мая 2006 г. Исследовательский консорциум, объединивший Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), «Национальное агентство финансовых исследований» (НАФИ) и «Центр развития», провел исследование рынка кредитов населению, оценил эффективность кредитной политики, проводимой лидерами этого рынка, выявил предпочтения россиян по целям, срокам и суммам кредитов и местам их оформления.

На фоне быстрого роста объема кредитов населению (на 9% за квартал) эффективность работы банков на рынке потребительского кредитования в целом снижается. Главной причиной этого является просроченная задолженность, прирост которой за квартал составляет все большую долю от доходов от потребительского кредитования (18% за первый квартал текущего года, против 11% за первый квартал 2005 года и 7% за первый квартал 2004 года соответственно). Просроченная задолженность пока не является системной угрозой для рынка, но, при этом налицо четкая тенденция к ее увеличению практически у всех активных участников рынка.

Наиболее распространённая среди россиян цель получения кредита – на покупку аудио-, видео- и бытовой техники, телефонов; её указывают 43% респондентов, бравших кредит. Немало и тех, кто берут кредит «на неотложные цели» и приобретение мебели (по 13–14%). Реже кредит используется на ремонт квартиры или дома, покупку автомобиля, компьютерной техники, недвижимости (по 5–7%), образовательные, медицинские и другие услуги (3%). Для покупки акций, облигаций и других ценных бумаг кредитом пользуются менее 1% опрошенных. Получение кредита для ремонта квартиры или дома наиболее популярно в Москве и Санкт-Петербурге (15%), для приобретения недвижимости – в малых городах (11%), компьютерной техники – в столицах и крупных городах (8–9%), образовательных, медицинских и других услуг – в сёлах (7%). Качество кредитов, выдаваемых на приобретение недорогих товаров и услуг, ниже, чем у кредитов на покупку автомобилей, недвижимости, дорогой бытовой техники.

Более половины пользовавшихся кредитом опрошенных (59%) оформляли в последний раз кредит на покупку в магазине, более трети (38%) – в банке.

Наиболее характерный срок, на который обычно кредит берётся или оформляется при покупке, – от 7 до 12 месяцев; этот период указывает каждый второй респондент, бравший кредит. Каждый четвёртый берёт кредит на срок более года (13% на 13–36 месяцев и ещё 13% – более трёх лет). Каждый пятый – на 4–6 месяцев. Срок до трёх месяцев указывают 5% опрошенных. При этом, по данным банковской отчетности более половины от суммы кредитов выдано на срок более 3 лет, то есть величина кредита возрастает с увеличением его срока.

Сумма кредита в большинстве случаев (63%) не превышает 1000 долларов США (39% брали кредит или оформляли покупку в кредит на сумму до 500 долларов и ещё 24% – 501–1000 долларов). Сумму 1001–3000 долларов указывают 15% респондентов, 3001–5000 – 6%. Свыше 5000 долларов брали в кредит 11% опрошенных, в их числе свыше 25000 – лишь 3%. Чем хуже респонденты оценивают своё материальное положение, тем, как правило, меньшими суммами кредитования они пользуются.

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07