МОСКВА, 16 августа 2007 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) совместно с Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) представляет данные о том, сколько россиян планируют взять кредиты и на какие цели.
Число россиян, стремящихся воспользоваться кредитными услугами, возросло всего за год более чем вдвое - с 13% до 28%. Не планируют в ближайшем будущем брать банковские кредиты 67% опрошенных (год назад - 85%), и 5% затрудняются спрогнозировать свои намерения.
Цели, ради которых респонденты собираются взять кредит, - это, прежде всего, покупка аудио-, видео- и бытовой техники, мобильного телефона (6%); недвижимости - квартиры, дома, земельного участка и т. п. (6%); неотложные нужды; ремонт квартиры или дома; приобретение автомобиля (по 4%); указывают также, что это - покупка мебели; компьютерной техники; образовательные, медицинские услуги (по 2%); приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг (менее 1%).
Доля потенциальных заёмщиков выше всего среди респондентов в возрасте до 45 лет (34-39%). Для сравнения: среди опрошенных 45-59 лет - 25%, в группе 60 лет и старше только 7%.
Доля тех, кто намеревается в ближайшее время взять банковский кредит, увеличивается с 12% среди опрошенных с образованием ниже среднего до 23% в группе со средним общим образованием. И максимальных значений достигает в группах со средним специальным образованием - 32%, а также с высшим и незаконченным высшим образованием - 36%.
Чем лучше респонденты оценивают своё материальное положение, тем больше среди них потенциальных заёмщиков. Если среди плохо материально обеспеченных опрошенных только 22% опрошенных планируют брать банковский кредит, то в группе средне обеспеченных уже 28%, а в наиболее благополучной в финансовом отношении группе ещё больше - 36%.
О своих планах в ближайшее время приобрести с помощью кредита аудио-, видео-, бытовую технику, мобильный телефон; недвижимость сообщают 10-12% респондентов, относящих себя к хорошо материально обеспеченным. В группах средне и плохо материально обеспеченных опрошенных о таких намерениях говорят реже - 4-7%.