МОСКВА, 29 июля 2008 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, что сейчас более всего необходимо для поступления в высшее учебное заведение, с точки зрения россиян; как часто семьям, где есть абитуриенты, приходится нанимать репетиторов из числа преподавателей вуза, в который планировалось поступление; платить неофициально деньги руководителям, преподавателям вуза за поступление, за экзамены и зачёты во время сессий; какие меры будут способствовать борьбе с коррупцией и взяточничеством в системе образования.
Чтобы поступить в вуз, нужны деньги или всё-таки знания? Каждый второй россиянин (49%) считает, что – деньги; каждый третий (33%), – что знания; 14% – что связи. За пять лет значение денег для поступления в вуз снизилось (в 2003 г. считали самыми важными деньги 61% опрошенных, в 2008 г. – 49%), а значимость знаний возросла (было 19%, стало 33%). Чем старше респонденты, тем чаще они подчёркивают важность знаний в этом деле (от 29% среди опрошенных 18–24 лет до 37% в группе 60 лет и старше) и тем реже – значимость связей (20% и 11% соответственно).
Доля российских семей, для которых проблема абитуриентов вузов актуальна, возросла: ещё в 2005 г. только 24–25% респондентов указывали, что они сами или кто-то из членов их семьи за последние три года поступали в вузы; в 2008 г. количество таких семей увеличилось до 39%. При этом степень коррумпированности системы высшего образования осталась примерно на том же уровне, что и в 2005 г. Так, практически не изменились доли тех, кто пользовался услугами репетиторов из числа преподавателей вузов, в которые планировалось поступление (5–8%); платил неофициально деньги руководителям, преподавателям вуза за поступление (2–4%), за экзамены и зачёты во время сессий (5–8%).
Наиболее эффективное средство предотвращения коррупции в вузах – ужесточение наказаний для тех, кто берёт взятки: свыше половины опрошенных – 54% – полагают, что эта мера способна предотвратить коррупцию, причём за три года число сторонников этой меры возросло на 9%. Увеличилось и число тех респондентов, кто считает действенной мерой введение наказаний для родителей, дающих взятки, – с 23% до 31%. Отношение к единому государственному экзамену за три года сохраняется прежнее: считают введение ЕГЭ эффективной мерой борьбы с коррупцией в системе образования 14–16% опрошенных. Менее популярными стали меры, предполагающие повышение зарплаты преподавателям (снижение числа тех, кто считает это действенным, с 41% до 25%); а также перевод всех дополнительных расходов в официально платные (с 22% до 18%) и переход к платному образованию вообще (с 11% до 7%).