МОСКВА, 24 мая 2010 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные ежегодного исследования, посвященного проблемам российского бизнеса. Исследование было проведено в августе - сентябре 2009 года по заказу Российского союза промышленников и предпринимателей среди владельцев и топ-менеджеров частных компаний промышленности и строительства, транспорта и связи, сферы обслуживания и торговли.
Значительная доля предприятий в кризисный период показали не только защитные реакции, но и волю к развитию. Так, подавляющее большинство предприятий пошли на сокращение издержек (86%), однако, для значительной доли предприятий характерны активные виды адаптивного - освоение новых продуктов и технологий (70 %), выход на новые рынки сбыта (66 %), кредитование поставщиков и покупателей (40 %) и др. - и упреждающего поведения - приобретение нового оборудования, модернизация производства (57 %), ремонт, реконструкция помещений (53 %). На 20 % предприятий строились новые здания, на 16 % предприятий численность сотрудников выросла более чем на 10%.
Все три волны опроса 2007-2009 гг. показывают, что наибольшую озабоченность у российского бизнеса устойчиво и с существенным отрывом вызывают пять проблем: две из них касаются обеспечения процесса производства, три - взаимодействия бизнеса с властью.
Если в последний докризисный 2008 год наибольшие проблемы предприниматели связывали с обеспечением процесса производства - с недостатком квалифицированных кадров (60 %) и ростом цен (52 %), то в 2009 году на первый план вышли проблемы из второго эшелона, относящихся к сфере взаимодействия бизнеса с властью: коррупция (62 %) и высокие административные барьеры (53 %), тогда как спад производства снял остроту нехватки квалифицированных кадров и инфляции.