МОСКВА, 5 апреля 2005 г. Накануне Дня Радио Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) по заказу радиостанции «Маяк» представляет данные о том, слушают ли россияне радио больше или меньше, чем несколько лет назад, и каким программам отдают предпочтение.
Радиослушатели составляют более трех четвертей россиян: лишь 23% респондентов отмечают, что не слушают радио совсем; 33% указывают, что в настоящее время они слушают радио столько же, сколько и 5-7 лет назад; 21% - стали его слушать больше, и такое же число опрошенных (21%), напротив, - меньше.
Мужчины слушают радио чаще женщин (80% и 73%). За последние несколько лет процент мужчин-радиослушателей скорее увеличился, женщин - скорее уменьшился (среди мужчин, по их словам, стали слушать радио больше 25%, меньше - 20%; среди женщин +19 и -22%).
Молодежь слушает радио чаще людей старшего возраста - 82% в группе респондентов 18-24 лет по сравнению с 72% в группе 60 лет и старше. В этой, самой старшей возрастной группе доля радиослушателей за несколько лет практически не изменилась, тогда как в группах с 18 до 34 лет скорее увеличилась, а в группах с 35 до 59 лет скорее уменьшилась.
Процент тех, кто слушает радио, среди людей с высшим и незаконченным высшим образованием (82%) больше, чем в группах с образованием средним (73-74%) и ниже среднего (71%).
Доля тех, кто слушает радио, в группе респондентов с доходами на члена семьи 3001-5000 рублей в месяц (83%) выше, чем в других доходных группах, особенно выше, чем в группе с доходами до 1500 рублей (65%). Процент радиослушателей в группах с доходами до 3000 рублей за последние несколько лет практически не изменился, в то время как в группах с более высокими доходами немного сократился - согласно оценкам респондентов.
Жители крупных и средних городов (83-86%) радио слушают чаще, чем москвичи и петербуржцы (78%) и жители малых городов и сел (по 69%). «Стабильная» радиоаудитория (те, кто слушают радио столько же, сколько и прежде) в столицах составляет около половины опрошенных (49%), тогда как в малых городах и селах почти вдвое меньше (25-29%).
Радиослушателей более всего привлекают новостные, информационные передачи (39%), а также музыка (35%), реже - программы «разговорного» жанра (7%).
Для мужчин в целом новости и музыка представляют интерес примерно в равной мере (41 и 39%), для женщин новости важнее музыки (38 и 32%). Респонденты до 44 лет, как правило, предпочитают слушать музыку, после 44 лет - новости. Особенно велик контраст между вкусами «крайних» возрастных групп: среди респондентов 18-24 лет 74% привлекает музыка, 15% - новости; в группе 60 лет и старше, соответственно, 10 и 54%.
Для сторонников ЛДПР возможность послушать по радио музыку на первом месте, информационные передачи - на втором (41 и 38%). В то время как избиратели «Единой России» и, особенно, «Родины» и КПРФ выказывают больший интерес к новостям (здесь предпочитают слушать новости 42, 51 и 53% респондентов, музыку - 36, 22 и 18%).
Программы «разговорного» жанра более популярны в Москве и Санкт-Петербурге, где их слушает каждый пятый опрошенный (21%), тогда как в других населенных пунктах - каждый двадцатый (5-6%).