Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото:
СНГ

Как страны СНГ выходят из экономического кризиса?

Фото:
Коротко о главном
  • Если большинство жителей Литвы уверены,что их государство только входит в кризис (76%), а украинцы полагают, что находятся на его пике (51%), то в Казахстане относительное большинство опрошенных уверено, что трудная ситуация сходит на нет (42%). Россияне и белорусы колеблются между тем, что их страны находятся на пике кризиса или же, напротив, выходят из него
  • Кризисом обеспокоено большинство жителей России (80%), Казахстана (79%) и Армении (78%), а влияние нестабильной экономической ситуации в наибольшей степени испытывают украинцы (64%)
  • Главный симптом кризиса - инфляцию - ощущают, главным образом, на Украине (86%)
  • Экономить вынуждены, в первую очередь, жители Армении и Украины (65 и 62% соответственно), и, в первую очередь, на одежде и обуви (на нее снижают расходы 51% украинцев
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • Если большинство жителей Литвы уверены,что их государство только входит в кризис (76%), а украинцы полагают, что находятся на его пике (51%), то в Казахстане относительное большинство опрошенных уверено, что трудная ситуация сходит на нет (42%). Россияне и белорусы колеблются между тем, что их страны находятся на пике кризиса или же, напротив, выходят из него
  • Кризисом обеспокоено большинство жителей России (80%), Казахстана (79%) и Армении (78%), а влияние нестабильной экономической ситуации в наибольшей степени испытывают украинцы (64%)
  • Главный симптом кризиса - инфляцию - ощущают, главным образом, на Украине (86%)
  • Экономить вынуждены, в первую очередь, жители Армении и Украины (65 и 62% соответственно), и, в первую очередь, на одежде и обуви (на нее снижают расходы 51% украинцев

МОСКВА, 10 февраля 2010 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в рамках исследовательского консорциума «Евразийский монитор» представляет данные о том, как отразился мировой экономический кризис на экономиках стран СНГ и на экономическом положении их жителей, как отличаются стратегии «выживания» в странах с общим прошлым и  каковы прогнозы развития ситуации.

О жизни сейчас

Жители стран-участниц исследования демонстрируют высокую обеспокоенность кризисом: в наибольшей степени экономическая ситуация тревожит россиян (80%), казахов (79%) и армян (78%).

Наиболее сильно ощущают влияние нестабильной ситуации в экономике украинцы - 64% опрошенных жителей этой страны чувствуют его на себе. Несколько ниже этот показатель в Литве (здесь кризис ощущает каждый второй - 49%) и в России (45%). Жители Беларуси реже других респондентов чувствуют влияние нестабильной экономической ситуации (31%).

Главным «симптомом» кризиса остается рост цен на продукты и услуги - в первую очередь, на него указывают украинцы (86%), несколько реже - россияне  и белорусы (81 и 79% соответственно). Второе место в рейтинге главных спутников кризисной ситуации занимает снижение доходов. С ним сталкиваются, главным образом, белорусы (45%) и  несколько реже - украинцы и россияне (43 и 41% соответственно). Третьим по значимости проявлением кризиса является отказ от некоторых товаров -  на него указывают, в первую очередь, белорусы (37%), реже - украинцы (28%) и в наименьшей степени - россияне (23%). На четвертом месте - сокращение заработной платы, с такой ситуацией столкнулись, главным образом, белорусы и россияне (по 20%).

Как справляются с кризисом?

Экономить в сложившихся условиях вынуждены, в первую очередь, жители Армении и Украины (65 и 62% соответственно). На Украине и в России расходы снижает каждый второй (49 и 48% соответственно), в Беларуси - 45% опрошенных.

Снижению подвергаются, в первую очередь, расходы на одежду и обувь, причем, в наибольшей степени такая стратегия характерна для жителей Украины (51%) и России (46%).  Несколько реже на одежде и обуви экономят в Беларуси и Казахстане (по 41%). Второй по популярности стратегией является экономия на продуктах питания  - ее придерживаются, главным образом, жители Украины и Беларуси (48 и 47% соответственно), несколько реже - россияне (43%) и в наименьшей степени - жители Казахстана (32%). Расходы на отдых замыкают тройку главных статей экономии, и, в первую очередь, на этом экономят жители России (43%), Казахстана (41%) и Украины (39%). Значительно ниже доля таких респондентов в Беларуси - здесь расходы н отдых урезают только 30% опрошенных. В числе прочих способов снизить расходы - экономия на развлечениях (такой стратегии придерживаются, главным образом, жители России, Казахстана (по 34%) и Беларуси (33%)), крупной бытовой технике и больших покупках (на этом экономят, главным образом, в Казахстане - 42 и 38% соответственно). 

Что дальше?

Жители стран склонны по-разному оценивать стадию кризиса в своем государстве. Так, большинство жителей Литвы  уверены, что их страна только входит в кризис (76%). На Украине наиболее распространено мнение, что страна находится на пике кризисной ситуации (51%), а среди жителей Казахстана наиболее популярна точка зрения, согласно которой страна уже выходит из трудного положения (42%). Неоднозначно оценивают стадию кризиса в своей стране россияне и белорусы: так, в России респонденты практически в равной степени склонны считать, что страна находится на пике кризиса (31%) и что она уже выходит из него (29%), в Беларуси так думают 30  и 35% соответственно.

В целом, респонденты демонстрируют невысокий протестный потенциал: при ответе на вопрос, какие именно акции протеста они готовы поддержать, большинство опрошенных в России и Беларуси (53 и 66% соответственно), а также на Украине (45%), заявляют, что ни в каких акциях участвовать бы не стали. В то же время, украинцы демонстрируют наиболее высокую готовность к участию в подписях под петициями (27%), митингах (25%) и забастовках (11%).

 

Сентябрь-ноябрь 2009 г.

Синхронизированные опросы проведены по единому инструментарию

Опрошено по 1.100-2.000 человекОпрос проводили в 6 странах (Россия, Украина, Беларусь, Литва, Казахстан, Армения).

-

Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

-

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07