МОСКВА, 10 февраля 2010 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в рамках исследовательского консорциума «Евразийский монитор» представляет данные о том, как отразился мировой экономический кризис на экономиках стран СНГ и на экономическом положении их жителей, как отличаются стратегии «выживания» в странах с общим прошлым и каковы прогнозы развития ситуации.
О жизни сейчас
Жители стран-участниц исследования демонстрируют высокую обеспокоенность кризисом: в наибольшей степени экономическая ситуация тревожит россиян (80%), казахов (79%) и армян (78%).
Наиболее сильно ощущают влияние нестабильной ситуации в экономике украинцы - 64% опрошенных жителей этой страны чувствуют его на себе. Несколько ниже этот показатель в Литве (здесь кризис ощущает каждый второй - 49%) и в России (45%). Жители Беларуси реже других респондентов чувствуют влияние нестабильной экономической ситуации (31%).
Главным «симптомом» кризиса остается рост цен на продукты и услуги - в первую очередь, на него указывают украинцы (86%), несколько реже - россияне и белорусы (81 и 79% соответственно). Второе место в рейтинге главных спутников кризисной ситуации занимает снижение доходов. С ним сталкиваются, главным образом, белорусы (45%) и несколько реже - украинцы и россияне (43 и 41% соответственно). Третьим по значимости проявлением кризиса является отказ от некоторых товаров - на него указывают, в первую очередь, белорусы (37%), реже - украинцы (28%) и в наименьшей степени - россияне (23%). На четвертом месте - сокращение заработной платы, с такой ситуацией столкнулись, главным образом, белорусы и россияне (по 20%).
Как справляются с кризисом?
Экономить в сложившихся условиях вынуждены, в первую очередь, жители Армении и Украины (65 и 62% соответственно). На Украине и в России расходы снижает каждый второй (49 и 48% соответственно), в Беларуси - 45% опрошенных.
Снижению подвергаются, в первую очередь, расходы на одежду и обувь, причем, в наибольшей степени такая стратегия характерна для жителей Украины (51%) и России (46%). Несколько реже на одежде и обуви экономят в Беларуси и Казахстане (по 41%). Второй по популярности стратегией является экономия на продуктах питания - ее придерживаются, главным образом, жители Украины и Беларуси (48 и 47% соответственно), несколько реже - россияне (43%) и в наименьшей степени - жители Казахстана (32%). Расходы на отдых замыкают тройку главных статей экономии, и, в первую очередь, на этом экономят жители России (43%), Казахстана (41%) и Украины (39%). Значительно ниже доля таких респондентов в Беларуси - здесь расходы н отдых урезают только 30% опрошенных. В числе прочих способов снизить расходы - экономия на развлечениях (такой стратегии придерживаются, главным образом, жители России, Казахстана (по 34%) и Беларуси (33%)), крупной бытовой технике и больших покупках (на этом экономят, главным образом, в Казахстане - 42 и 38% соответственно).
Что дальше?
Жители стран склонны по-разному оценивать стадию кризиса в своем государстве. Так, большинство жителей Литвы уверены, что их страна только входит в кризис (76%). На Украине наиболее распространено мнение, что страна находится на пике кризисной ситуации (51%), а среди жителей Казахстана наиболее популярна точка зрения, согласно которой страна уже выходит из трудного положения (42%). Неоднозначно оценивают стадию кризиса в своей стране россияне и белорусы: так, в России респонденты практически в равной степени склонны считать, что страна находится на пике кризиса (31%) и что она уже выходит из него (29%), в Беларуси так думают 30 и 35% соответственно.
В целом, респонденты демонстрируют невысокий протестный потенциал: при ответе на вопрос, какие именно акции протеста они готовы поддержать, большинство опрошенных в России и Беларуси (53 и 66% соответственно), а также на Украине (45%), заявляют, что ни в каких акциях участвовать бы не стали. В то же время, украинцы демонстрируют наиболее высокую готовность к участию в подписях под петициями (27%), митингах (25%) и забастовках (11%).