МОСКВА, 14 апреля 2008 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, какая часть россиян относит себя к среднему классу и что, с точки зрения респондентов, нужно сделать, чтобы расширить средний класс в России.
К среднему классу себя относят 30% россиян, из них только 4% уверены, что принадлежат к этому классу, и 26% скорее принадлежат. Молодые россияне (до 35 лет) идентифицируют себя со средним классом чаще (41-42%), чем опрошенные 35-59 лет (27-33%) и, особенно, респонденты 60 лет и старше (13%).
Согласно оценкам респондентов, в течение ближайших десяти лет представители среднего класса составят 39% взрослого населения страны: 15% опрошенных уже сейчас причисляют себя и свою семью к этому классу; и ещё 24% полагают, что им удастся стать его представителями в ближайшие годы (в их числе уверены в своём прогнозе только 3%). Оптимистов, надеющихся в скором времени «влиться в ряды» среднего класса, среди молодёжи до 35 лет больше (38-39%), чем среди опрошенных 35-59 лет (20-24%) и, тем более, людей 60 лет и старше (10%).
«Народный» рецепт увеличения среднего класса - надо повысить уровень доходов граждан (такую меру предлагают 32% опрошенных); а также снизить инфляцию, стабилизировать положение в экономике; увеличить количество рабочих мест (по 9-10%); кроме того, нужно бороться с коррупцией; сделать жильё доступным, создать условия для работы среднего и малого бизнеса (по 4-5%).