МОСКВА, 16 сентября 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты мониторингового опроса россиян о том, как россияне провели лето.
Лето — это маленькая жизнь |
Лето — пора ярких впечатлений и долгожданного отпуска. Для одних это возможность провести время с близкими на свежем воздухе, понежиться на солнце и вдоволь накупаться, для других — отправиться к морю или покорять горные вершины. Несмотря на все прелести солнечного сезона, в последние два года в нашей стране наметился тренд на отказ от летнего отдыха. Согласно полученным данным, в 2023 и 2024 гг. без него остались треть наших сограждан (35% и 33% соответственно), в прежние годы условных «трудоголиков» насчитывалось не больше 24%.
Отдыхом этим летом чаще «жертвовали»: мужчины (39% vs. 28% женщин), россияне с плохим и очень плохим материальным положением (42%), а также работники коммерческих организаций (42% vs. 21% «бюджетников»). |
Большей части россиян все же удалось набраться сил перед предстоящими холодами. Двумя самыми популярными местами летнего отдыха остаются дача, садовый участок (22%) и дом (21%), впрочем, сегодня их называют несколько реже, чем в прошлые годы. Доля «домоседов» вернулась к показателям трехлетней давности (2021 г. — 21%), в то время как процент «дачников» вовсе достиг минимума за весь период измерений. Оба «маршрута» входили в планы россиян: по итогам майского опроса ВЦИОМ, каждый второй собирался провести лето дома (53%), еще 28% — на даче.
Типичные «дачники»: женщины (26% vs. 17% мужчин), в возрасте 60 лет и старше (34%), проживающие в сельской местности (28%) и Сибирском федеральном округе (32%). Типичные «домоседы»: молодые люди 18-24 лет (27%), проживающие в городе с населением 500-950 тыс. человек или на селе (27% и 26% соответственно), в Северо-Кавказском или Уральском федеральных округах (28% и 31% соответственно). |
Встречаются среди россиян и те, кому посчастливилось отдохнуть за пределами своего населенного пункта. Любителей путешествий традиционно насчитывается заметно меньше, чем дачников и «домоседов». Так, каждый седьмой этим летом отдыхал в другом городе, селе России (14%, +5 п.п. с пандемийного 2020 г.), 8% — на курортах Краснодарского края (Сочи, Анапа, Туапсе и др.), 4% — за границей, 3% — в Крыму. При этом востребованность внутреннего туризма остается стабильной на протяжении всего периода наблюдений, тогда как интерес к заграничным поездкам варьируется от года к году, что обусловлено меняющейся внешнеполитической ситуацией. После продолжительного «туристического воздержания» в связи с пандемией произошел всплеск путешествий за границу (2021 г. — 13%), обогнавших по популярности поездки на курорты Краснодарского края (6%). Однако фоне западных санкций популярность россиян к отдыху за границей снова ослабла (2022 г. — 2%, 2023 г. — 3%, 2024 г. — 4%).
Типичные «курортники Краснодарского края»: молодежь 18-24 лет (18%), с высшим или неоконченным высшим образованием (11%), хорошим и средним материальным положением (11% и 9% соответственно) и проживающие близко к «месту назначения» — в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах (17% и 13% соответственно). Типичные «путешественники по стране»: россияне в возрасте 18-44 лет (18-21%), с высшим или неоконченным высшим образованием (19%), хорошим и средним материальным положением (по 15%). |
Гораздо более разнообразным летним отдыхом могут похвастаться работники бюджетных организаций. Они почти вдвое чаще работников коммерческих структур выезжали на дачу (25% vs. 13%), в другой город, село России (22% vs. 12%) и на курорты Краснодарского края (15% vs. 9%).
Тише едем — дальше будем |
Как и в прошлом году, рейтинг наиболее востребованного транспорта для летнего отдыха возглавил автомобиль (53% от числа тех, кто куда-либо выезжал на отдых этим летом, 2023 г. — 49%). Ранее ВЦИОМ выяснил, что недавний опыт автотуризма — путешествий по стране на собственном или арендованном транспортном средстве — в общей сложности имеется у 32% наших сограждан. Согласно свежим сентябрьским данным, наибольшим спросом поездки на автомобиле этим летом пользовались у россиян в возрасте 35-44 лет (72%), жителей Южного федерального округа (72%), городов-миллионников (67%) и городов с населением 500-950 тыс. человек (71%).
Железнодорожной романтикой этим летом довелось проникнуться трем из десяти путешественникам, причем поезда за последний год россияне стали выбирать реже (30%, 2023 г. — 37%), сегодня этот вид транспорта лишь ненамного опережает своего главного конкурента — самолет (26%). Услуги авиакомпаний чаще позволяют себе россияне с хорошим и очень хорошим достатком (34%), а поезда — напротив — те, кто зарабатывает ниже среднего (43%). Кроме того, поезда почти в половине случаев выбирают представители старшего поколения 60+ (45%) и россиянки (34% vs. 23% мужчин), тогда как самолеты пользуются одинаковой популярностью и у мужчин, и у женщин (28% и 25% соответственно). В то же время у условной «целевой аудитории» этих видов транспорта имеются и точки соприкосновения. В обоих случаях речь идет о молодежи 18-24 лет (43% выбрали поезд, 36% — самолет) и жителях обеих столиц (43% и 38% соответственно).
На автобусе к месту отдыха этим летом добирались еще 17% путешественников, среди жителей сёл и россиян 45+ лет этот ответ звучал несколько чаще (34% и 24-26%). В единичных случаях упоминались также велосипед (3%), водный транспорт и автостоп (по 1%).
В гостях хорошо, а в отеле лучше! |
Самое популярное место размещения российских путешественников этим летом — гостиница, отель (33% от числа тех, кто выезжал летом на отдых, +7 п.п. с 2023 г.), тогда как еще в прошлом году предпочтение отдавалось остановке у кого-то из знакомых — родственников, друзей и т.д., сегодня этот вариант опустился на вторую строчку (25%, −8 п.п. за год). Каждый пятый ответил, что снимал жилье (20%), тогда как собственной недвижимостью в месте отдыха могут похвастаться только 6%. Москвичи и петербуржцы в этом вопросе отличились: в 14% случаев они размещались «у себя», в 13% — у родственников. Впрочем, как и жители городов-миллионников, чаще всего этим летом они предпочитали останавливаться в отеле (48% и 44% соответственно). Каждый седьмой путешественник остановился в гостевом доме (15%), по 6% — в санатории и палаточном лагере.
Выбор места размещения также обусловлен возрастом. Любителей комфортного отдыха в гостиницах и отелях больше среди молодежи 18-24 лет (53%), размещения у родственников — у молодежи 25-34 лет и представителей старшего поколения 60+ лет (по 33%). В гостевом доме с большей вероятностью можно встретить россиян 45-59 лет (27%), в санаториях, пансионатах — россиян 45+ лет (12-15%).
Летний отдых: хорошо, но мало и дорого! |
Результаты исследования показали, что в России снижается не только доля отдыхающих, но и продолжительность летнего отдыха (речь о тех, кто куда-либо выезжал). Нисходящий тренд наметился еще в прошлом году — длительность летнего отпуска в 2023 г. в среднем составила 22 дня, что на 8 дней меньше в сравнении с 2022 г. В этом году показатели еще скромнее — 20 дней, это минимум за весь период наблюдений (с 2019 г.).
Летний отдых стал заметно дороже. По оценкам российских путешественников, в этом году на одного отдыхающего в среднем пришлось потратить 67 394 рублей, что на 28 789 рублей, или рекордные 75%, больше в сравнении с 2022 г. и на 15% больше запланированных трат. Согласно майскому опросу ВЦИОМ, россияне собирались уложиться в 59 тыс. рублей. Примечательно, что курорты Краснодарского края обошлись путешественникам дороже, чем поездка в другой город, село России (72 663 и 58 012 рублей с человека).
Нет предела совершенству |
За последний год условия для отдыха и досуга в России изменились в лучшую сторону: так думают 45% наших сограждан; среди тех, кто этим летом отдыхал на курортах Краснодарского края и выезжал за пределы своего населенного пункта в другой город, село, такого мнения придерживаются больше половины (52%). На протяжении всего периода наблюдений (с 2020 г.) показатель лишь единожды опустился ниже 40% (2023 г. — 36%). Примерно с одинаковой частотой сегодня опрошенные говорят об ухудшении условий (18%) и неизменности ситуации в этой сфере (19%).
Чем выше достаток, тем чаще заметны перемены к лучшему: в группе с плохим и очень плохим материальным положением положительный ответ на вопрос дали 29%, в группе со средним доходом — 44%, с высоким — 60%. |
Тренды летнего отдыха — 2024 |
- Привлекательность летнего отдыха для россиян снижается: второй год подряд доля отказавшихся от него в пользу работы держится на рекордно высоком уровне. Неизменными остаются предпочтительные места отдыха — дом и дача.
- Востребованность выездного (заграничного) туризма пока далека от допандемийной, не говоря уже о постпандемийном 2021 г.
- Российские путешественники ценят свободу передвижения: как и годом ранее, каждый второй из них предпочитает добираться до места отдыха на автомобиле.
- Этим летом россиянам едва ли удалось сэкономить на проживании: чаще всего путешественники отдавали предпочтение гостиницам и отелям, в прошлом году — размещению у родственников и знакомых.
- Отдых этим летом оказался самым непродолжительным и затратным за весь период наблюдений.
«Люди стали больше тратить на отдых, причем рост цен не главное, так как объемы трат на отдых растут быстрее инфляции, главное - есть на что тратить. Туризм как услуга начинает окупать себя все больше. Другое дело, что точка роста внутреннего туризма останавливается. Моя гипотеза: чтобы рост внутреннего туризма продолжился, надо развивать его нишевые направления - сельский или агротуризм, винодельни, охотничьи (рыбные) хозяйства, куда хотят до 60% туристов, а 86% - хотят в заповедные зоны, но для этого пока нет условий, хотя туда потянулся инвестор. Наконец, и для молодых "диванных туристов" надо создавать специальные туры и волонтерские программы с доступом туда, куда они хотят, но не могут себе позволить - Байкал, Камчатка, Дальний Восток или программы восстановления памятников истории и культуры».