Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото:
Экономика

КАК БИЗНЕСМЕНУ ЗАЩИТИТЬ СВОИ ПРАВА?

Фото:
Коротко о главном
  • Вопрос о защите прав предпринимателей стоит сегодня остро.
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • Вопрос о защите прав предпринимателей стоит сегодня остро.

МОСКВА, 04 апреля 2008 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, с какими случаями нарушения своих прав отечественные предприниматели сталкивались за последние два года и как оценивают возможности бизнеса защитить свои права в суде.

Вопрос о защите прав предпринимателей стоит сегодня остро. Причем, нарушителями этих прав являются как сами предприниматели, так и власть. И хотя первую строку в своеобразном рейтинге нарушений законных прав бизнеса занимают случаи недобросовестной конкуренции между предпринимателями (с ними сталкивались за последние 2 года 60% респондентов), на втором и третьем местах в нём стоит власть, создавая незаконные преференции отдельным фирмам (39%) и даже прямо нарушая законные права предпринимателей (28%). В то же время сугубо криминальная угроза бизнесу резко сократилась - её испытал каждый десятый опрошенный, и только 2% стали жертвами таких «наездов» неоднократно.

Сам российский бизнес хотя и медленно, но верно входит в законные рамки. Об этом свидетельствует тот факт, что большинство предпринимателей видят главного защитника своих прав именно в законе, в обращении в суд (78%). Такие способы самозащиты, как обращения в органы исполнительной власти, в СМИ, самостоятельные действия, отходят сегодня на второй план в списке возможных действий предпринимателей в случае нарушения их прав (18-35%).

Парадоксальным обстоятельством формирования отношений между бизнесом и институциональной средой является та роль, которую в них играет государство, власть. С одной стороны, именно государство в лице его законодательной власти является источником нормативного регулирования предпринимательской деятельности. С другой стороны, та же власть, в лице, например, органов исполнительной власти, становится зачастую препятствием для реализации этих норм в жизнь. Так, готовность предпринимателей обращаться в суд, достаточно высокая в случае нарушения их законных прав другими предпринимателями или физическими лицами (86%), резко снижается, если их гипотетическими контрагентами становятся органы власти (до 54%). Одновременно четырехкратно - с 11% до 40% - возрастает доля тех, кто не будет пытаться отстоять свои права, если ответчиком будут не другие предприниматели, а органы власти.

Особенно пессимистично к тяжбам с органами власти относятся владельцы и руководители малых предприятий и компаний в сфере обслуживания, услуг и торговли - доли респондентов, которые не будут даже и пытаться отстоять свои законные права у органов власти, составляют среди них 44% и 42% соответственно.

Нежелание многих предпринимателей обращаться в суд, если на стороне ответчика будут органы власти, а не такие же, как они сами, предприниматели или физические лица, исходит из уверенности, что правило «перед законом все равны» в России не работает. Пессимизм предпринимателей в оценках возможности добиться справедливости очевиден - 59% респондентов считают, что у компании, подобной их, шансы выиграть судебную тяжбу с органами власти невелики или их нет вовсе. И только 31% оценивают свои шансы положительно. Российский суд, по мнению бизнес-сообщества, рассчитан на справедливое разрешение конфликтов только для субъектов, находящихся в равных «весовых» категориях, особенно с точки зрения веса политического, административного. Действительно, когда речь заходит о возможностях компаний отстаивать свои права у таких же предпринимателей как они сами, шансы на победу выглядят вполне оптимистично:  82% «+» и 12% «-».

 

Сентябрь - октябрь 2007 г.

Опрос российских предпринимателей

1200Опрос проводили в 40 субъектах Российской Федерации. Выборка репрезентирует предпринимательское сообщество по отраслевой принадлежности (по трём макроотраслям - промышленность и строительство; транспорт и связь; обслуживание и торговля) пропорционально их доле в экономике страны и по «крупности» предприятий (по числу занятых).

-

-

-

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07