Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Imago-Images/ИТАР-ТАСС
Общество

Наши стереотипы о женском лидерстве

Исследования общественного мнения подтверждают: женщины сталкиваются со множеством барьеров на пути к руководящим должностям, и эти препятствия формируются не столько объективными факторами, сколько набором стереотипов.
Фото:
Коротко о главном
  • Треть россиян хотели бы видеть своим начальником мужчину (33%), а женщину — только 3%; 61% отметили, что пол не важен.
  • Россияне уверены, что к лидерству больше предрасположены мужчины (48%), а не женщины (8%); 34% считают, пол и лидерство не связаны.
  • 51% полагают, что есть такие сферы, где лучше руководить женщинам, и называют их: образование (16% в этой группе), здравоохранение (9%), сфера красоты (4%) и другие.
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • Треть россиян хотели бы видеть своим начальником мужчину (33%), а женщину — только 3%; 61% отметили, что пол не важен.
  • Россияне уверены, что к лидерству больше предрасположены мужчины (48%), а не женщины (8%); 34% считают, пол и лидерство не связаны.
  • 51% полагают, что есть такие сферы, где лучше руководить женщинам, и называют их: образование (16% в этой группе), здравоохранение (9%), сфера красоты (4%) и другие.

МОСКВА, 17 февраля 2025 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса россиян о женском лидерстве.

Стереотипы: что остается?

Российское общество продолжает связывать лидерство с мужчинами. Такой взгляд характерен для представителей обоих полов: убежденность в том, что лидером может быть только мужчина, демонстрирует удивительную устойчивость, хотя за последний век было предпринято немало усилий для «уравнивания» возможностей мужчин и женщин. Мы полагаем, что это объясняется двумя стереотипами.

Стереотип об исключительной роли мужчины как лидера строится на характеристиках, которые обычно приписываются мужчине. Например, россияне говорят, что мужчины обладают соответствующими природными качествами — решительностью, активностью, силой воли, физическим превосходством. Часто люди приводят аргумент об «эволюционной роли мужчины». Женщин-лидеров поддерживают менее десятой части опрошенных, причем их позиция строится исключительно на личностных женских качествах, таких как ответственность, ум, моральная стойкость и прочее.

Стереотип о «традиционно женских» отраслях, в которых в качестве исключения россияне допускают лидерство женщин, таких как образование и медицина, потому что они связаны с заботой, взаимодействием и обслуживанием. По сути, мы видим трансляцию роли женщины в семье на роль женщины в обществе в целом. Напротив, управление, технологии, инженерия и наука в числе «женских» сфер не упоминаются, что крайне несправедливо: мы знаем и прямо сейчас наблюдаем множество примеров, когда женщины добивались и добиваются огромных успехов в этих направлениях.

Перспективы: что меняется?

Но среди молодежи, особенно у зумеров и младших миллениалов, наблюдаются другие тенденции: для них пол руководителя особо не важен. Это поколение выросло в среде, где вопросы гендерного равенства обсуждаются открыто, а примеры женщин-лидеров становятся более заметными.

Но в целом, лидерство в России остается зоной значительных предубеждений, которые ограничивают возможности женщин в карьере. Важно, что сами женщины следует в фарватере этих предубеждений, что только закрепляет представление о «женских» и «мужских» профессиях во всем обществе. Разрушение стереотипов и популяризация женского лидерства — ключ к формированию более справедливого и разнообразного профессионального пространства.

Как разрушить эти стереотипы? Одновременно сложный и простой вопрос. Главным аргументом в поддержку женского лидерства всегда будет наглядный, популярный пример успехов женщин-управленцев, особенно в тех отраслях, которые для них не считаются типичными — ведь судят в первую очередь по делам. Конечно, всегда будут присутствовать критические голоса, но это не значит, что такая коммуникационная работа не должна проводиться. И она в первую очередь должна быть направлена на самих женщин, которые должны поверить в собственные возможности.

Автор: Иван Грузинов

2 февраля 2024 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 2 февраля 2025 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,7470; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0169; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,0824.

Рассчитаны в соответствии с корпоративным стандартом:

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Если говорить в целом, то Вы бы предпочли, чтобы Ваш руководитель был мужчиной, женщиной или пол не имеет значения?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

Поколение цифры (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992—2000)

Старшие миллениалы (1982—1991)

Реформенное поколение (1968—1981)

Поколение застоя (1948—1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Скорее мужчиной

33

39

29

22

35

30

35

35

40

Скорее женщиной

3

1

4

5

4

4

3

2

2

Пол не имеет значения

61

57

63

71

59

64

60

59

54

Затрудняюсь ответить

3

3

4

2

2

2

2

4

4

По Вашему мнению, кто больше предрасположен к лидерству — мужчины или женщины? И почему?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

Поколение цифры (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992—2000)

Старшие миллениалы (1982—1991)

Реформенное поколение (1968—1981)

Поколение застоя (1948—1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Мужчины, потому что…

48

55

42

44

48

51

47

50

41

Женщины, потому что...

8

5

11

7

8

8

7

11

7

Пол не имеет значения, потому что…

34

31

37

42

39

34

36

29

31

Затрудняюсь ответить

10

9

10

7

5

7

10

10

21

Мужчины, потому что….

(открытый вопрос, один ответ, % от тех, кто отметил вариант «мужчины»)

 

Все опрошенные

Качества мужского характера: лидер, главный, умный, сдержанный, не эмоциональный, активный, решительный, добивается своих целей, волевой, сильный духом, характером

33

Природой заложено лидерство, на генетическом уровне, мужчина добытчик, женщина занята семьей, домом

29

Мужественный, сильный физически, защитник, потому что он мужчина

22

Сложившиеся в обществе стереотипы

9

Другое

4

Затрудняюсь ответить

3

Женщины, потому что…

(открытый вопрос, один ответ, % от тех, кто отметил вариант «женщины»)

 

Все опрошенные

Качества женского характера: умные, мудрые, грамотные, ответственные, активные, целеустремленные, амбициозные, морально сильнее, лидеры, могут решить любые проблемы

82

От природы так заложено

4

Другое

12

Затрудняюсь ответить

2

Пол не имеет значения, потому что…

(открытый вопрос, один ответ, % от тех, кто отметил вариант "пол не имеет значения")

 

Все опрошенные

Важны лидерские качества, амбиции, характер и личные качества

46

В равной степени как мужчина, так и женщина

38

Образование и воспитание

5

Другое

7

Затрудняюсь ответить

4

По Вашему мнению, есть или нет такие сферы деятельности, руководить которыми следовало бы скорее женщинам, а не мужчинам?

(открытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Образование, воспитание, просвещение / школы, детские сады, дошкольные учреждения

16

Здравоохранение / медицина / больницы / фармацевтика

9

Бьюти индустрия / сфера красоты / салоны красоты/ косметология

4

Сфера обслуживания / сфера услуг/ торговля

3

Социальная сфера / соц. защита

3

Искусство / культура / творчество

2

Легкая промышленность / текстильная/швейная промышленность / мода

2

Пищевая промышленность / питание/ общепит / рестораны, столовые

2

Бухгалтерия/ финансы / экономика / банки

2

Материнство и детство / защита женщин и детей / демография / семья

2

Администрация / административные должности / госслужба

2

Нет, таких сфер нет

29

Другое

2

Затрудняюсь ответить

20

Скажите, как бы Вы объяснили своими словами, почему женщинам следует руководить в тех сферах, которые Вы назвали? Вы можете дать несколько ответов

(открытый вопрос, до 5 ответов, % от тех, кто назвал сферы)

 

Все опрошенные

Качества, черты женщин: добрее / эмпатичнее / сострадание / внимание к людям / отзывчивость / забота / лучше понимают людей / более внимательны / усидчивы / аккуратны / рассудительнее / спокойнее / терпеливее / адекватнее / практичнее/ чувствительнее / эмоциональнее/ мягкие / мягкий подход/ ответственные / умнее, мудрее / гибкость / креативнее / более творческие/ порядок наведут, склонность к порядку / коммуникабельные, дипломатичные/ интуиция, чутье / чувство прекрасного / вкус / чувствуют красоту / по-другому мыслят / особенности склада ума / другой взгляд

48

Компетентность в отдельных сферах: более компетентны в этой сфере / больше понимают / опытнее/ ближе к ним / ближе к теме / больше подходит, соответствует чертам характера / женщине проще в этой сфере / лучше справляются /вызывают больше доверия

25

Традиционные женские занятия: ближе к детям / материнство / воспитание/ хозяйственность / занимается бытом / хранительница очага / так сложилось / так принято / традиционно / так воспитаны / с детства приучены

23

Женская профессия / не подходит мужчинам/ другие сферы не подходят / не такая ответственная / не требуется быстрых важных решений / им это интересно / нравится/ женский коллектив / женщина лучше поймет женщину

12

Природа / физиология / предрасположенность / им это свойственно/ Не требует физической нагрузки / силы

7

Другое

13

Затрудняюсь ответить

11

Иван Грузинов
Эксперт ВЦИОМ-Консалтинг

«И женщины, и мужчины в нашей стране продолжают связывать лидерство с мужчинами. Более того, сами женщины придерживаются именно таких взглядов. Это следствие предубеждений о некой «природной предрасположенности»: якобы мужчины сильнее и решительнее, а женщины чаще демонстрируют заботу и эмпатию. Соответственно, в общественном сознании появляется представление о типовых сферах, где лучше себя реализуют разные гендеры. Но при этом мы каждый день видим, что такой подход несправедлив – есть множество примеров, когда женщины добивались и добиваются огромных успехов именно в науке, технологиях, управлении в целом. Это значит, что сами убеждения не всегда отражают реальную картину, и людям действительно важно увидеть примеры женщин, которые добились успехов вопреки стереотипам. Тогда наше общество не потеряет таланты только потому, что кто-то не поверил в собственные силы».


17 февраля 2025
Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07