МОСКВА, 11 октября 2016 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и Концерн Bayer представляют данные третьего ежегодного опроса «Bayer Барометр», посвященного исследованию мнения россиян о различных аспектах качества жизни.
Самой важной характеристикой качества жизни по-прежнему остается здоровье (4,85 балла из 5 возможных по России в целом, 4,70 – по Москве). Безопасность, экология, качество и доступность продуктов питания для россиян также очень значимые (4,73 – 4,79 баллов); у москвичей в ТОП-3 попали стабильный заработок и качественное образование (4,58 и 4,51 балла соответственно). В целом, за год снизилась значимость индикаторов группы комфорта – доступность объектов культуры и отдыха, качественных предметов одежды, мебели, бытовой техники, комфортность жилищных условий.
Главными составляющими здоровья респонденты считают качество продуктов питания (82% -по России, 67% - по Москве), экологическую обстановку (82% - по России, 66% - по Москве) и доступность квалифицированной медицинской помощи (71% - по России, 58% - по Москве). Москвичи на третье место ставят эмоциональное состояние и стрессы (65%). Выбирая продукты питания, большинство опрошенных отдают предпочтение именно российским овощам и фруктам (75% - по России, 69% -по Москве), не имеет значения страна-производитель для 21% россиян и 27% москвичей.
Приобрести современные инновационные лекарства могут себе позволить 44% россиян, тогда как для 48% такие препараты недоступны (за год доступность выроста на 6 п.п. – в 2015 году лекарства были доступны для 38%, недоступны для 43%). В Москве ситуация чуть более благоприятная – 52% жителей столицы считают, что инновационные лекарственные средства им доступны, 40% - нет,
Более половины опрошенных москвичей (56%) делают выбор в пользу оригинальных лекарственных препаратов, при этом каждый второй из них (52%) не готов перейти на более дешевые аналоги даже в случае снижения собственного дохода. Стараются приобретать более дешевые аналоги треть опрошенных жителей столицы (33%).
В целом респонденты из Москвы не намерены экономить на здоровье, качестве жизни и дополнительном образовании: так в условиях экономического кризиса лишь 4% опрошенных стали бы экономить на лекарственных средствах, 7% - на коммунальных услугах, 16% - на дополнительном образовании, 17% - продуктах питания, 20% - на платной медицине. Чаще всего москвичи готовы отказаться от приобретения одежды, мебели и бытовой техники (63%), занятий спортом (48%) и от посещения культурно-развлекательных учреждений (46%).
Большинство жителей столицы (65%) в той или иной степени довлетворены качеством своей жизни (за год доля удовлетворенных снизилась на 7 п.п. – 72% в 2015 году). 33% респондентов качеством жизни не довольны.
Данные комментирует Генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров: «Качество жизни – один из важнейших показателей, характеризующих уровень развития государства и общества. В реальности это чрезвычайно сложная, комплексная характеристика, требующая учета многих показателей в совокупности. Подобные исследования важны тем, что помогают фиксировать и отражать смену – пусть и медленную – определенных приоритетов и ориентиров».
Всероссийский опрос ВЦИОМ проведен по заказу Концерн Bayer 18 – 23 мая 2016 г. в 137 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках и 8 ФО России. Объем выборки 1600 человек. Выборка репрезентирует население РФ в возрасте 18 лет и старше по полу, возрасту, образованию, типу населенного пункта. <link research omnibus vyborka>Выборка многоступенчатая стратифицированная, с пошаговым отбором домохозяйств, с применением квот на последнем этапе отбора. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Метод опроса - личные формализованные интервью по месту жительства респондента.
Количественный опрос жителей Москвы проведен 6 – 13 июня 2016 г. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 600 респондентов. <link research cati_express>Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории Москвы. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 4%.
О проекте «Bayer Барометр»
«Bayer Барометр» – это исследовательский и социальный проект, направленный на изучение различных аспектов качества жизни в России. Проект стартовал в 2014 году по инициативе международного концерна Bayer и проводится совместно с Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). В рамках проекта запланировано также проведение круглых столов, общественных дискуссий, направленных на развитие таких сфер, как здравоохранение, сельское хозяйство.