Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото:
Экономика

К чему приведет повышение акцизов на табак и алкоголь

Россияне ожидают от готовящегося повышения акцизов роста торговли «паленой» водкой и смертности от отравления некачественным спиртным.
Фото:
Коротко о главном
  • 44% опрошенных скорее поддержали бы повышение акцизов на алкоголь и табак до европейского уровня, 46% - не поддержали бы
  • Последствия от повышения акцизов, по мнению россиян, будут скорее негативными: рост потребления некачественной суррогатной продукции и распространение подпольной торговли
  • Только 14% ожидают сокращения потребления алкоголя и табака в связи с повышением акцизов, только 10% ожидают снижения смертности от причин, вызванных потреблением алкоголя и табака.
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • 44% опрошенных скорее поддержали бы повышение акцизов на алкоголь и табак до европейского уровня, 46% - не поддержали бы
  • Последствия от повышения акцизов, по мнению россиян, будут скорее негативными: рост потребления некачественной суррогатной продукции и распространение подпольной торговли
  • Только 14% ожидают сокращения потребления алкоголя и табака в связи с повышением акцизов, только 10% ожидают снижения смертности от причин, вызванных потреблением алкоголя и табака.

МОСКВА, 28 апреля 2011 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как россияне относятся к повышению акцизов на табак и алкоголь, к каким стратегиям будут прибегать в этом случае и к каким последствиям, по мнению опрошенных, приведет эта мера.

К идее повысить акцизы на табачную  и алкогольную продукцию россияне относятся неоднозначно: одни одобряют ее (44%), другие относятся негативно (46%).  Сторонники инициативы - это, прежде всего, высокообразованные (51%), обеспеченные респонденты (52%), а также те, кто никогда не употреблял алкоголь и не курил (по 54%). Против повышения акцизов выступают, в основном, малообразованные (55%), малообеспеченные россияне (51%), а также россияне, регулярно употребляющие алкоголь (64%) и выкуривающие в день пачку сигарет или больше (69%).

В случае если акцизы на алкогольную продукцию действительно будут повышены, почти треть россиян, употребляющих спиртные напитки, готовы покупать тот же алкоголь и в том же количестве (30%). Вторая по популярности стратегия - уменьшение объема употребления алкоголя (20%). 15% опрошенных в этой ситуации планируют перейти  на алкоголь домашнего изготовления, а 12% сообщают, что намерены употреблять более качественный алкоголь, так как разница в цене будет менее заметной. Тех, кто собирается перейти на более дешевые напитки,  оказалось меньше (8%). Самые непопулярные стратегии - покупка алкогольной продукции (4%), закупка алкоголя впрок по нынешней цене (2%) и протесты против инициативы (3%). Намерение отказаться от употребления   алкоголя вообще высказал каждый десятый россиянин, употребляющий его сегодня (11%). Стоит отметить, что респонденты, выпивающие регулярно, на фоне повышения акцизов, в качестве основных стратегий выбирают сокращение объема употребления спиртных напитков (26%) или же переход на изготовление алкоголя в домашних условиях (23%). Для этой группы опрошенных также характерно лояльное отношение к употреблению более дешевого алкоголя (17%). Россияне, которые употребляют алкоголь раз в месяц, напротив, чаще других сообщают, что станут покупать более качественный алкоголь (17%). Те же, кто употребляет спиртные напитки сравнительно редко, сообщают, что для них ничего не изменится (39%), а также выражают готовность вообще отказаться от алкоголя (18%).   

Что касается курильщиков, то они в ситуации повышения акцизов на сигареты, готовы курить меньше (23%) или отказаться от этой привычки вообще (21%). Обе стратегии наиболее приемлемы для тех, кто курит не более нескольких сигарет ежедневно (по 25%) или курит от случая к случаю (по 25%).  Остальные согласны употреблять более дешевые сигареты (17%) - это, в первую очередь, те, кто ежедневно выкуривает пачку сигарет или даже больше (20%). Значительно меньше тех, кто планирует покупать более качественные сигареты (7%) или, напротив, приобретать нелегальную продукцию (5%). Немного оказалось и курильщиков, которые собираются закупить табак впрок, до повышения цен (4%) или выйти на улицы и протестовать (5%). Впрочем, 18% респондентов сообщают, что не изменят свое потребительское поведение и будут покупать те же сигареты и в том же количестве.

Размышляя над тем, к чему может привести повышение акцизов на алкоголь и табак, россияне чаще всего приходят к выводу, что эта мера будет иметь негативные последствия: спровоцирует рост потребления некачественной суррогатной продукции (49%) и распространение подпольной торговли (45%). В числе наиболее вероятных сценариев также рост самогоноварения (39%) и повышение смертности от отравления алкоголем и табаком (37%). Значительно реже наши сограждане ожидают, что инициатива  сработает положительно: увеличит объем налоговых поступлений (16%), сократит объем потребления алкоголя и сигарет, снизит доступность этой продукции для несовершеннолетних (по 14%),  поможет уменьшить количество заболеваний, связанные с употреблением спиртных напитков и курением (10%). Негативных последствий от повышения акцизов ожидают, в основном, респонденты, регулярно употребляющие алкогольную и табачную продукцию. Так, они чаще остальных указывают на рост потребления некачественного алкоголя (56%) и сигарет (59%), распространению подпольной торговли (52% и 51% соответственно), росту смертности (42 и 48% соответственно). Те же, кто не употребляет алкоголь и не курит, более склонны прогнозировать сокращение заболеваний (13%) и снижение доступности алкогольной и табачной продукции для несовершеннолетних (16%).  

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 16-17 апреля 2011 г. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07