МОСКВА, 24 июня 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса о том, как за последние годы изменилось отношение россиян к операциям с криптовалютой.
Знаем, но поверхностно |
В этом году первая и самая популярная криптовалюта – биткоин празднует свое 15-летие. В январе 2009 года ее создатель, известный миру под псевдонимом Сатоси Накамото, совершил первую трансакцию в криптовалюте, отправив 10 биткоинов другому пользователю. С тех пор сформировалась целая крипто-индустрия, а цена первой криптовалюты за последнее десятилетие выросла многократно, опередив рост акций таких американских техногигантов как Amazon, Netflix и Google.
На сегодняшний день хорошо погружены в тему криптовалют 15% наших сограждан («хорошо знаю, специально интересовался этим»), столько же только слышали название «биткойн» (15%). Наиболее многочисленная группа – обладатели фонового знания о самой популярной криптовалюте («слышали, но без подробностей» - 56%), за последние два года их стало на 9 п.п. больше, что, впрочем, не отразилось на общем уровне информированности о биткойнах (2024 г. – 86%, 2022 г. - 82%). Доля тех, кто впервые слышит о них, сегодня минимальна – 14%; еще пять лет назад таких было вдвое больше (2017 г. – 26%).
Общий уровень информированности выше у россиян, имеющих высшее и неоконченное высшее образование (94%), жителей городов с населением 100-500 тыс. человек и выше (91-96%), представителей трех постсоветских поколений (зумеры - 95%, младшие миллениалы – 97%, старшие миллениалы – 93%), а также предпочитающих интернет телевидению (95%). |
Купить можно, а тратить – нет! |
Согласно действующему законодательству, расчеты в криптовалюте на территории нашей страны запрещены. В Госдуме также предлагают ввести запрет на организацию обращения криптовалют с 1 сентября 2024 г. В этом случае отправка криптовалют другим получателям в России станет невозможной. На фоне обсуждения поправок в законопроект доля россиян, знакомых с порядком обращения цифровой валюты, несколько снизилась, вернувшись к уровню 2017 и 2019 гг. Если два года назад 42% информированных о биткойнах считали, что купить их может любой желающий, то сегодня с этим суждением согласны 36% (2017 г. – 34%, 2019 г. – 37%). Четверть опрошенных полагают, что покупка биткойнов доступна ограниченному кругу лиц (24%), а каждый девятый, предвосхищая изменения в этой сфере, вовсе выбрал вариант «покупка биткойнов запрещена в России» (11%).
Не смогли ответить на вопрос трое из десяти опрошенных (29%) – максимум за весь период замеров (с 2017 г.), еще два года назад процент затруднившихся составлял 18%. Снижение доли содержательных ответов может служить реакцией на изменения правого регулирования рынка криптовалют: до вступления поправок в силу и их активного медийного освещения россияне попросту могут не знать/не понимать текущего положения дел в этой сфере или же вовсе ей не интересоваться.
(Не)удачное вложение? |
Для рынка криптовалют характерна высокая волатильность, что позволяет трейдерам зарабатывать на колебаниях курса. Совсем недавно, в марте текущего года стоимость биткойна обновила исторический максимум, преодолев отметку в 69 тыс. долларов. Согласно полученным результатам, скачки курса биткойна не повлияли на оценки целесообразности инвестирования в главную криптовалюту: как и в 2022 г., хорошим вложением покупку биткойна сегодня считает каждый пятый из числа информированных (21%, 2022 г. – 22%), что, впрочем, несколько выше показателей пяти-семилетней давности (2017 г. – 13%, 2019 г. – 10%). Неудачным вложением ее называет каждый второй (49%), с годами этот ответ звучит все реже (2017 г. – 67%, 2019 г. – 65%, 2022 г. – 56%).
Как и в случае с ответами на предыдущий вопрос, в текущем замере отмечен максимум затруднившихся оценить выгодность покупки биткойнов – 30% (vs. 20-25% в прошлые замеры). Возможно, причина кроется в избытке разрозненной и противоречивой информации о рынке криптовалют.
Расскажи мне про покупку… |
Доля россиян, имеющих опыт покупки биткойнов, также держится на уровне двухлетней давности: в общей сложности им могут поделиться четверть информированных россиян (25%), в том числе 5% - личным опытом (покупали сами), 20% - опытом своих родственников, друзей или знакомых. Пять лет назад показатель был заметно скромнее – 15% (2% покупали сами, 13% знакомы с теми, кто покупал). Семь из десяти опрошенных ответили, что у них и их окружения такой опыт отсутствует (73%, 2019 г. – 84%), речь в первую очередь идет об активных телезрителях (89%) и старшем поколении (рожденные до 1947 г.) (93%).
Более продвинутым окружением могут похвастаться москвичи и петербуржцы (32%), активные интернет-пользователи (28%), а также представители трех младших поколений – зумеры (25%), младшие и старшие миллениалы (28% и 26% соответственно). Доля покупателей биткойнов в этих социально-демографических группах, впрочем, близка к средней по выборке (7-8%). |
Криптоведы среди нас |
Интерес к криптовалютам имеет гендерную, поколенческую и территориальную специфику. Ниже представлены наиболее продвинутые «криптоведы» - россияне*, которые разбираются в этом рынке лучше других.
- Мужчины почти в три раза чаще женщин могут похвастаться хорошими знаниями о биткойне: каждый пятый из их числа ответил, что специально интересовался этой темой (22% vs. 8% женщин). О том, что биткойны может купить любой желающий россиянин, известно четырем из десяти мужчинам (41%) и только трем из десяти женщинам (32%). Доля покупателей самой популярной криптовалюты среди мужского населения составляет 8%, тогда как среди россиянок таковых практически нет (2%).
- Жители мегаполисов. Более четверти жителей Москвы и Санкт-Петербурга обладают фокусированным знанием о биткойнах (специально интересовались темой – 28%), а вместе с жителями городов-миллионников они чаще других осведомлены о порядке обращения криптовалюты (45% и 41% соответственно).
- Активные пользователи интернета. Четверть из них хорошо осведомлены о биткойнах (24% vs. 3% активных телезрителей). 44% знают, что их может купить любой желающий, а трое из десяти считают их покупку выгодным вложением (29%).
- Постсоветские поколения. Доля обладающих фокусированным знанием о биткойнах среди зумеров и миллениалов варьирует от 19 до 27% (vs. 4-13% в других поколениях). При этом с порядком обращения криптовалюты в одинаковой степени знакомы представители всех четырех постсоветских поколений – от реформенного до поколения цифры (41-46%). Однако выгодным вложением покупку биткойнов охотнее называют дети нулевых и девяностых (35% и 34% соответственно).
*По вопросу об информированности даны распределения от всех опрошенных, по последующим – только от информированных (знают/слышали о биткойнах).