Аналитический обзор
Фото:
Культура

Итоги отпускного лета-2015

По итогам летнего сезона наблюдается снижение турпотока за рубеж. При этом внутренних поездок стало больше, - прежде всего на курорты Краснодарского края и в Крым.
Фото:
Коротко о главном
  • Отдохнули этим летом 59% россиян
  • Дачный отдых стали выбирать чаще (50% в 2015 г. против 40% в 2014 г.)
  • Фактические траты на поездку на треть превысили прошлогодние: 38.516 руб. против 29.731
  • От отдыха наши сограждане ждут в первую очередь тишины и покоя, а при выборе места, смотрят в первую очередь на цены, комфорт и климат
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • Отдохнули этим летом 59% россиян
  • Дачный отдых стали выбирать чаще (50% в 2015 г. против 40% в 2014 г.)
  • Фактические траты на поездку на треть превысили прошлогодние: 38.516 руб. против 29.731
  • От отдыха наши сограждане ждут в первую очередь тишины и покоя, а при выборе места, смотрят в первую очередь на цены, комфорт и климат

МОСКВА, 25 сентября 2015 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, где россияне провели лето, сколько денег потратили на поездку, чего ждали от лета и довольны ли своим отдыхом.

Отдохнуть этим летом удалось 59% россиян, в том числе 36% провели свободные летние дни дома, 23% - выезжали куда-либо из своего родного города/села. Не отдыхали, не брали отпуск 41% (среди малообразованных – 57%, среди малообеспеченных – 50%, среди селян – 51%).

Каждый второй (50%) выбирался на дачу, причем в нынешнем году эта цифра заметно выше, чем в прошлом (40%). А вот домоседов, в сравнении с прошлым сезоном, напротив, стало меньше (с 21% в 2014 г. до 13% в 2015 г.). Те, кто отправлялись в более дальние поездки, чаще всего оставались в пределах страны. В нынешнем году большей популярностью стали пользоваться курорты Краснодарского края (с 11% до 14%) и Крыма (с 2% до 6%).

Согласно анализу компании «Медиалогия» упоминаемости в российских СМИ направлений летнего отдыха (с начала года) в ТОП-3 попали Крым, Краснодарский край и Московская область. Также в рейтинг вошли Турция, Греция, Египет, Санкт-Петербург, Италия, Испания и Франция.

Выездной отдых в этом году обошелся существенно дороже (на 30%), чем в прошлом, кроме того фактический бюджет заметно превысил предполагаемый. Согласно данным сентябрьского опроса, средний россиянин этим летом заплатил за поездку 38.516 руб. (против 29.731 в 2014 г.). У москвичей и петербуржцев эта сумма в полтора раза больше, чем в среднем по выборке (59.239 руб.). Также высоки траты у людей с высшим образованием и материально обеспеченных (46.710 руб. и 45.435 руб., соответственно). В мае же респонденты в среднем планировали потратить 32.810 руб. на одного члена семьи.

Лучше отдохнули те, кто смог отправиться в путешествие, нежели решившие остаться дома или на даче: если среди первых о том, что довольны тем, как провели лето, сказали 88%, то среди вторых – 60% (в 2014 г. – 91% и 71%, соответственно). Туристы, оставшиеся недовольными поездкой (11%), преимущественно сетуют на то, что она была слишком короткой, а цены – высокими. Те же, кто никуда не ездил и остался не удовлетворен своим отпуском или каникулами (37%), в первую очередь пеняют на отсутствие возможности съездить туда, куда хотелось.

От отдыха наши сограждане сегодня ждут прежде всего тишины и покоя (46%) – четверть века назад этого желали 27% (1990 г.). Кроме того, стремятся увидеть что-то новое (35%), укрепить здоровье (31%), пообщаться с интересными людьми (27%), развлечься (26%) и т.д. В качестве возможности для расширения кругозора поездку сегодня рассматривают значительно чаще, чем во времена перестройки (25% против 8%). При выборе места отдыха основными критериями являются доступные цены (52%), климат (50%) и комфортность проживания (49%).

В остальном же «запросы» россиян за последние 25 лет практически не изменились: 40% «предпочитают привычное и проверенное» (в 1990 г. – 34%), 40% - «любят как новое, так и известное» (в 1990 г. – 37%). Попробовать что-нибудь новенькое, как и прежде, хотели бы немногие (15% и 12%, соответственно).

Подробнее с результатами исследования можно ознакомиться здесь.

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 19-20 сентября 2015 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.

Мониторинг и анализ публикаций в российских СМИ проведен компанией «Медиалогия». Исследование проводилось по базе СМИ «Медиалогии», включающей порядка 26 600 источников: ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства, Интернет-СМИ. Период исследования: январь – сентябрь 2015. 

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07