МОСКВА, 26 декабря 2018 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, каким россиянам запомнился 2018 год и чего ждут от 2019-го, как планируют встречать Новый год, что дарить и сколько потратить на праздник.
События-2018
Главным событием уходящего года россияне назвали чемпионат мира по футболу (12%). Топ рейтинга событий в масштабах страны возглавляет тема изменений в пенсионном законодательстве (24%). Главные «скандалы» года, по оценкам россиян, - инцидент в Керченском проливе (10%), события, связанные с Украиной (8%) и дело Скрипалей (7%).
По данным компании «Медиалогия», полученным в ходе анализа российских СМИ, в ТОП-3 мировых событий по заметности лидирует тема дела Скрипалей (14 725,60). В рейтинге российских событий на первых строчках чемпионат мира по футболу-2018 (20 647,66), трагедия в кемеровском ТЦ «Зимняя вишня» (16 116,29) и победа Владимира Путина в президентских выборах (12 208,61).
Рейтинги-2018
Политиком года для россиян остается Владимир Путин – его назвали 46% опрошенных. Далее с большим отрывом идут Сергей Лавров (18%), Сергей Шойгу (9%), Дмитрий Медведев (6%), Владимир Жириновский (5%) и др.
В рейтинге спортсменов первые места с занимают фигуристки Алина Загитова (11%) и Евгения Медведева, футболисты Артем Дзюба (8%) и Игорь Акинфеев (7%), боец Хабиб Нурмагомедов (5%).
Среди актеров несколько лет подряд лидирует Сергей Безруков (8%), на втором месте Константин Хабенский (5%). Музыкантом года в 2018-м 10% россиян назвали Филиппа Киркорова. По-прежнему тяжелее всего ситуация с писателями: все содержательные ответы набирают не более 2%: Дарья Донцова (2%), Александр Пушкин (2%), Захар Прилепин (2%), остальные – 1% и менее.
Самой популярной телепередачей стал проект телеканала Россия-1 - ток-шоу «60 минут» (8%). В рейтинге сериалов лидерами стали детективы «Полицейский с Рублёвки» и «Мажор» (по 5%). Лучшие фильмы 2018 года, по результатам опроса, - «Движение вверх» (3%), трилогия «Гоголь» (3%), «Мстители» и «Т-34» (по 2%).
Эмоции и оценки 2018-го, ожидания от 2019-го
2018-й россияне провожают в целом с неплохим настроением: соответствующий индекс* составил 56 п. В канун 2019-го 49% опрошенных чувствуют радость и ожидание перемен к лучшему, 27% - спокойствие и уверенность. Однако наши сограждане в уходящем году стали чаще испытывать негативные эмоции: рост усталости с 8% до 19%, рост волнения с 10% до 15%, грусти – с 4% до 10%, разочарования – с 3% до 10%.
Для себя и членов семьи итоги уходящего года россияне оценивают выше, чем в прошлом году: индекс личных итогов года** в 2018-м составил 17 п. (с 14 п. в 2017-м). «Хорошим» или «удачным» лично для себя и своей семьи этот год назвали 57%, а 40% сказали, что в их жизни скорее преобладали трудности или год был очень тяжелым. Динамика оценок итогов года в масштабах страны куда менее позитивна: соответствующий индекс** демонстрирует существенный спад по сравнению с прошлым годом: с -12 п. до -27 п. Баланс оценок по-прежнему остается отрицательным: 33% респондентов дают позитивные оценки, 60% – негативные.
На 2019-й граждане возлагают гораздо меньшие надежды, ожидания перемен к лучшему, чем год назад на 2018-й: индекс личных ожиданий*** от будущего года снизился с 64 п. в 2017 г. до 34 п. в 2018 г. Показатель ожиданий в масштабах страны также значительно снизился (с 42 п. до 3 п.). Каждый пятый респондент (21%) полагают, что год будет удачным для них лично, 13% - для страны в целом.
Планы на празднование, траты и подарки
Дом остается самым традиционным местом празднования Нового года – 2019-й планируют встретить в родных стенах 80% граждан. Еще 6% в новогоднюю ночь пойдут в гости, 4% отправятся на дачу и т.д. Лишь 5% участников опроса не намерены как-либо отмечать Новый год.
В преддверии 2019-го предполагаемые расходы на празднование и развлечения снизились на 4%: сумма средних расходов составляет 13.755 руб. (с 14.299 руб. в прошлом году). По ответам 87% респондентов, на подарки придется потратить в среднем 5.006 руб. (в 2017-м – 5.301 руб.), по оценкам 89% на новогодний стол – 4.413 руб., по ответам 53% на походы в театр, ресторан, детскую елку и пр. – 4.335 руб.
Желания и возможности по подбору подарков в этом году не совпали: презентовать чаще всего собираются конфеты, спиртные напитки и деликатесы (25%) – а в подарок их хотят получить 8%. Далее в списке планируемых подарков сувениры и игрушки (по 23%), парфюмерия и косметика (21%). Самым желанным подарком является путевка на отдых (11%), билеты на концерт, в театр или ужин в ресторане (10%). Не намерены дарить подарки 13%, отказались бы от их получения 27%.
Подробнее с результатами исследования можно ознакомиться в презентации.
*Индекс демонстрирует общую оценку россиян прошедшего года и надежд на будущий. Индекс строится на основе вопроса: «С каким чувством Вы провожаете уходящий год и встречаете новый?» Ответу «скорее с хорошим настроением, с чувством оптимизма» присваивается коэффициент 0,9, ответу «не испытываю особенного подъема, но и без негативных эмоций» – 0,5, «скорее с плохим настроением, пессимистическими ожиданиями» – 0,1. Индекс измеряется в пунктах и может колебаться в пределах от 10 до 90. Чем выше значение индекса, тем оптимистичнее россияне провожают уходящий и встречают Новый год.
**Индексы личных итогов года и итогов года для страны в целом строятся на основе вопросов: «Каким был прошедший год лично для Вас и Вашей семьи?» и «Каким был прошедший год для России в целом?» Индексы рассчитываются как разница положительных и отрицательных оценок. Значение индексов может колебаться в диапазоне от -100 до 100 пунктов. Чем выше значение индексов, тем более позитивно респонденты оценивают прошедший год.
***Индексы личных ожиданий от будущего года и индекс ожиданий в масштабах страны строятся на основе вопросов: «Что Вы ожидаете от будущего года лично для Вас и Вашей семьи?» и «Что Вы ожидаете от будущего года для России в целом?» Индексы рассчитываются как разница положительных и отрицательных оценок. Значение индексов может колебаться в диапазоне от -100 до 100 пунктов. Чем выше значение индексов, тем более позитивно респонденты смотрят в будущее.
При полном или частичном использовании, воспроизведении материалов системы «Медиалогия» в СМИ должна быть указана ссылка на компанию «Медиалогия».