Аналитический обзор
Фото:
Экономика

Инвестиционные представления россиян, или куда деть «лишние» деньги?

Молодежь готова потратить свободные деньги на покупку вещей для дома или отложит их для совершения крупной покупки. Пенсионеры предпочтут сберечь деньги «на черный день» или оплатить лечение.
Фото:
Коротко о главном
  • Стратегии потребления и страхования – самые популярные среди россиян
  • Существенно выросла привлекательность банковских депозитов, покупки ценных бумаг и других видов финансовых инвестиций.
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • Стратегии потребления и страхования – самые популярные среди россиян
  • Существенно выросла привлекательность банковских депозитов, покупки ценных бумаг и других видов финансовых инвестиций.

МОСКВА, 4 февраля 2013 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) совместно с Кафедрой прикладной социологии Финансового университета при Правительстве РФ представляет данные о том, какие стратегии финансового поведения наиболее популярны среди россиян. Результаты получены на основе ответов респондентов на вопрос, как бы они  предпочли распорядиться 45-50 тыс. руб., полученными дополнительно к своему доходу. Ответы сгруппированы по пяти основным видам финансового поведения: потребление, страхование, сбережение, заемно-долговое и
инвестиционное поведение (классификация,  полученная в рамках проекта по созданию системы всероссийского мониторинга финансовой активности населения России исследовательской группой ЦИРКОН).

Одной из наиболее популярных стратегий финансового поведения среди россиян остается потребление. Причем в докризисное время сторонников этой стратегии с каждым годом становилось больше (66% в марте 2004 году, 81% в июне 2008 года). Затем группа приверженцев данного вида финансового  поведения стала сокращаться, и в настоящее время составляет 57%, в том числе  28% при появлении лишних 45-50 тыс.руб. предпочтут приобрести вещи для дома, 8% - добавить средств к этой сумме для совершения крупной покупки, 13% - вложить их в образование, еще 8%  -  потратить на развлечения (8%). Менее популярными становятся такие  элементы потребительской стратегии, как трата средств на приобретение вещей для дома (с 38 до 28%), на образование (с 24 до 13%), добавление средств для крупного приобретения (с 14 до 8%), трата их на развлечения (с 11 до 8%).

Вторым распространенным видом поведения  является стратегия страхования  (41%): 28% отложили бы деньги про запас, 12% - потратили бы на лечение, или приобрели бы страховой полис (1%).  Наиболее популярна эта стратегия была в 2007 году (47%), затем  ее приверженцев стало меньше.

Меньше тех, кто предпочитает инвестиционную стратегию (19%): положить в банк или приобрести ценные бумаги (14%), вложить в дело (4%), потратить на переквалификацию (2%).  При этом,  инвестирование в банковские вклады и ценные бумаги стало более популярным (с 6 до 14% за шесть лет).

Менее востребована сберегательная  стратегия (14%): решение отложить 45-50 тыс.рублей  надолго приняли для накопления на крупные приобретения приняли бы 12%, и еще 2% приобрели бы драгоценности, золото.

Самый непопулярный вид финансового поведения - заемно-долговое: отдать долги при наличии свободных 45-50 тыс.рублей предпочли бы 11%.

Стратегии россиян отличаются в возрастных группах: молодые респонденты более склонны к потребительской стратегии: потратили бы свободные деньги на покупку вещей для дома (34%), добавили бы средств к этой сумме для крупного приобретения (13%),  на развлечения (17%). Россияне пенсионного возраста в свою очередь более склонны к стратегии страхования: они чаще отмечают, что эти деньги отложили бы «про запас» (47%) или потратили на лечение (21%).

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 12-13 января 2013 г. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07