МОСКВА, 5 сентября 2008 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как россияне оценивают темпы роста инфляции в России в течение последних месяцев, в частности, насколько повысились цены на продукты питания, бензин, коммунальные услуги, а также какие действия наши соотечественники предпринимают в сложившейся ситуации.
Три четверти россиян (73%) считают уровень инфляции в нашей стране очень высоким. Лишь 20% опрошенных оценивают его как «умеренный», только 2% заявляют о «незначительной инфляции». За последние три месяца число тех, кто считает темпы роста цен высокими, остаются практически неизменными (с 71% в мае 2008 года до 73% в августе 2008 года).
Чем старше респонденты, тем чаще они отмечают высокий рост цен (высокий темп роста инфляции указали 82% опрошенных 60 лет и старше и 60% 18-24летних). Также, чем ниже у респондентов самооценка своего материального положения, тем заметней для них рост инфляции (высокий уровень инфляции отмечают 53% опрошенных с хорошим, 73% со средним и 87% с плохим материальным положением). На высокие темпы роста инфляции чаще всего сетуют южане (82% респондентов) и жители Дальнего Востока (81%), а реже всего – уральцы и жители Северо-Запада (по 68% опрошенных).
Лидеры по удорожанию - бензин, мясо и молоко. 72% опрошенных отметили значительный рост цен на бензин, 68% - на мясо и мясопродукты, 67% - на молоко. 59% опрошенных указали на повышение коммунальных платежей. 63% опрошенных ощутили значительный рост цен на хлебобулочные изделия, 56% - на овощи и фрукты.
Наш ответ инфляции: 33% опрошенных отказались от употребления некоторых продуктов и товаров, 31% - решили воздержаться от покупки дорогих товаров и услуг, 29% - стали искать возможность подработать. Только 9% респондентов потребовали повышения заработной платы у руководителя. Респонденты с начальным и неполным средним образованием, а также опрошенные со средним специальным образованием наиболее склонны отказываться от употребления некоторых продуктов и товаров (44% и 38% соответственно). Поиск дополнительного места работы наиболее характерен для россиян с высшим или неоконченным высшим образованием (30%).