Аналитический обзор
Фото:
Экономика

Инцидент с Су-24 и как на него реагировать

Половина россиян считает антитурецкие санкции достаточными, еще треть требуют их ужесточения.
Фото:
Коротко о главном
  • Более 80% россиян поддерживают введение запрета на импорт ряда турецких товаров, а также продажу путевок в Турцию
  • Избыточными принятые Россией меры называют только 8% опрошенных
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • Более 80% россиян поддерживают введение запрета на импорт ряда турецких товаров, а также продажу путевок в Турцию
  • Избыточными принятые Россией меры называют только 8% опрошенных

Половина россиян считает антитурецкие санкции достаточными, еще треть требуют их ужесточения.

МОСКВА, 17 декабря 2015 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, как россияне оценивают меры, принятые нашей страной в отношении Турции в ответ на инцидент с российским военным самолетом.

Лишь 1% респондентов, принявших участие в опросе, назвал инцидент с российским военным самолетом (бомбардировщик Су-24 был сбит турецкими ВВС 24 ноября с.г.) случайностью и недоразумением. Тогда как пятая доля опрошенных (21%) квалифицирует эти действия Турции  как намеренную провокацию в целях разжигания конфликта. Каждый десятый (10%) видит причины произошедшего в том, что Россия мешает турецкому нефтяному бизнесу, еще 5% говорят, что Турция «встала на сторону ИГИЛ».

Ответные действия России в целом одобряют более трех четвертей россиян. Приостановление безвизового режима для турецких граждан поддерживают 84%, запрет их найма на работу – 82%, запрет ввоза ряда товаров из Турции –  82%, ограничение деятельности турецких компаний в нашей стране – 81%, запрет на продажу туристических путевок в Турецкую Республику – 82%, запрет на чартерные перевозки – 79%.

При этом заметная доля наших сограждан (31%) считает принятые российскими властями меры недостаточными. Мужчины разделяют данную точку зрения вдвое чаще женщин (43% против 21%). Напротив, об избыточности данных шагов говорят только 8% опрошенных. Половина россиян (54%) называет ответные действия вполне адекватными, не требующими усиления или смягчения.

К вероятным последствиям введенных Россией антитурецких санкций наши сограждане относят в первую очередь охлаждение российско-турецких отношений, как в политической так и в экономической сфере (так считают 77%, индекс страхов* по данному вопросу составляет 37 п. при диапазоне от -100 до 100). Две трети опрошенных (65%) в ближайший год ожидают подорожания товаров (индекс страхов – 19 п.). Однако сокращение ассортимента продукции кажется не столь вероятным: 44% считают его возможным, 52% - нет (индекс страхов составляет -3 п.). Рост цен на заграничные турпоездки прогнозируют 57%, индекс страхов равен 17 п.

Компанией «Медиалогия» по теме «Турция» в ноябре-декабре 2015 года в российских СМИ было зафиксировано более 260 тыс. сообщений. СМИ сообщали, что турецкие ВВС сбили российский бомбардировщик Су-24, о реакции мирового сообщества, операции по спасению российских пилотов Су-24, а также о российско-турецких взаимоотношениях. Также СМИ упоминали Турцию в контексте изменений в российской туристической индустрии, введении виз, санкций в отношении страны.

*Индекс страхов показывает, насколько высокой кажется россиянам вероятность наступления той или иной проблемы. Чем выше значение индекса, тем более вероятным кажется россиянам возникновение проблемы. Индекс строится на основе вопроса «Как Вы оцениваете вероятность появления следующих проблем в Вашей жизни?», измеряется в пунктах и может колебаться в пределах от -100 до 100. Ответу «Полностью уверен, что случится» присвоен коэффициент 1, ответу «Думаю, что случится» – коэффициент 0,5, ответу «Скорее случится» – 0,1, ответу «Скорее не случится» – (-0,1), ответу «Думаю, не случится» – (-0,5), ответу «Полностью уверен, что не случится» – (-1).

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 5-6 декабря 2015 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.

Мониторинг и анализ публикаций в российских СМИ проведен компанией «Медиалогия». Исследование проводилось по базе СМИ «Медиалогии», включающей порядка 29 600 источников: ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства, Интернет-СМИ. Период исследования: ноябрь – декабрь 2015.

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07