МОСКВА, 27 декабря 2021 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования о покупательских привычках россиян.
Половина россиян (53%) стараются придерживаться заранее составленного списка покупок, но могут купить что-то еще, 21% опрошенных делают покупки по заранее подготовленному списку, 22% не планируют покупки, а определяются на месте.
Больше половины опрошенных россиян (57%) совершали спонтанные, импульсивные покупки, 60% — среди представительниц прекрасного пола, 79% —среди молодых людей 18-24 лет. Две трети респондентов (68%) делают такие покупки примерно раз в несколько месяцев или реже, 21% — раз в месяц, 7% — каждую неделю. При этом 43% опрошенных ни разу не приобретали товар без раздумий.
Из последних приобретенных товаров склонные к импульсивным покупкам россияне выделили одежду (14%), продукты (9%), бытовую технику (6%), сладости (5%) и товары для дома (5%). Женщины спонтанно покупают одежду (17%), косметику и продукты (по 8%), мужчины — продукты
(10%), вещи (9%) и электронику/гаджеты (8%).
Чаще всего россияне совершают импульсивные покупки, находясь в одиночестве (60%) или с кем-то из родных, друзей или коллег (30%), затруднились ответить 11% опрошенных. Подавляющее большинство респондентов (82%) посчитали спонтанно купленные товары чаще полезными, 13% — бесполезными.
Более половины респондентов (63%) не предпринимают никаких мер для того, чтобы избежать спонтанных покупок, треть (33%) все-таки предпринимают попытки. В качестве мер по избеганию спонтанных покупок россияне назвали необходимость брать с собой в магазин ограниченную сумму и более тщательно обдумывать покупки (по 19%), готовить список покупок (18%), исключать возможность ходить в магазин (13%), ограничивать и сдерживать себя (10%), откладывать покупки (5%).
Учет своих расходов не ведут 54% опрошенных россиян, совершающих импульсивные покупки. 26% отслеживают расходы через банковские приложения, 13% записывают расходы в тетрадь или заносят в электронные таблицы, 3% используют для этого другие специальные программы или приложения.
«Иррациональное потребительское поведение не является поводом для того, чтобы испытывать угрызения совести и другие негативные реакции. Россияне не считают эти факты недостойными или осуждаемыми. Легкое и ироничное отношение к неожиданным и необязательным тратам, необязательность ведения жесткого учета бюджета – то, что отличает нас от тех же рациональных и прижимистых европейцев, какими они в большинстве своем нам представляются».