Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Дмитрий Коробейников/ТАСС
Экономика

Импульсивные покупки

Россияне в целом склонны к спонтанным покупкам и полагают, что купленные таким образом товары чаще всего оказываются полезными.
Фото:
Коротко о главном
  • 57% россиян совершали спонтанные покупки, 14% приобретали одежду, 9% — продукты и 6% — бытовую технику
  • 80% опрошенных признаются, что такие товары в итоге оказывались полезными
  • 63% не предпринимали мер, чтобы избежать спонтанного приобретения, 33% решили ограничивать свою покупательскую импульсивность
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • 57% россиян совершали спонтанные покупки, 14% приобретали одежду, 9% — продукты и 6% — бытовую технику
  • 80% опрошенных признаются, что такие товары в итоге оказывались полезными
  • 63% не предпринимали мер, чтобы избежать спонтанного приобретения, 33% решили ограничивать свою покупательскую импульсивность

МОСКВА, 27 декабря 2021 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования о покупательских привычках россиян.

Половина россиян (53%) стараются придерживаться заранее составленного списка покупок, но могут купить что-то еще, 21% опрошенных делают покупки по заранее подготовленному списку, 22% не планируют покупки, а определяются на месте.

Больше половины опрошенных россиян (57%) совершали спонтанные, импульсивные покупки, 60%среди представительниц прекрасного пола, 79% —среди молодых людей 18-24 лет. Две трети респондентов (68%) делают такие покупки примерно раз в несколько месяцев или реже, 21% — раз в месяц, 7% каждую неделю. При этом 43% опрошенных ни разу не приобретали товар без раздумий.

Из последних приобретенных товаров склонные к импульсивным покупкам россияне выделили одежду (14%), продукты (9%), бытовую технику (6%), сладости (5%) и товары для дома (5%). Женщины спонтанно покупают одежду (17%), косметику и продукты (по 8%), мужчины — продукты
(10%), вещи (9%) и электронику/гаджеты (8%).

Чаще всего россияне совершают импульсивные покупки, находясь в одиночестве (60%) или с кем-то из родных, друзей или коллег (30%), затруднились ответить 11% опрошенных. Подавляющее большинство респондентов (82%) посчитали спонтанно купленные товары чаще полезными, 13% — бесполезными.

Более половины респондентов (63%) не предпринимают никаких мер для того, чтобы избежать спонтанных покупок, треть (33%) все-таки предпринимают попытки. В качестве мер по избеганию спонтанных покупок россияне назвали необходимость брать с собой в магазин ограниченную сумму и более тщательно обдумывать покупки (по 19%), готовить список покупок (18%), исключать возможность ходить в магазин (13%), ограничивать и сдерживать себя (10%), откладывать покупки (5%).

Учет своих расходов не ведут 54% опрошенных россиян, совершающих импульсивные покупки. 26% отслеживают расходы через банковские приложения, 13% записывают расходы в тетрадь или заносят в электронные таблицы, 3% используют для этого другие специальные программы или приложения.

18 декабря 2021 г.

Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров. Выборка извлечена из полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо ошибки выборки, смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

-

Степан Львов
Директор по стратегическому развитию ВЦИОМ

«Иррациональное потребительское поведение не является поводом для того, чтобы испытывать угрызения совести и другие негативные реакции. Россияне не считают эти факты недостойными или осуждаемыми. Легкое и ироничное отношение к неожиданным и необязательным тратам, необязательность ведения жесткого учета бюджета – то, что отличает нас от тех же рациональных и прижимистых европейцев, какими они в большинстве своем нам представляются».


18 апреля 2024

Как обычно при походе в магазин поступаете Вы?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

Планирую покупки заранее, составляют список того, что хотел бы купить и придерживаюсь его

21

Стараюсь придерживаться заранее составленного списка, но могу купить что-то еще

53

Не планирую, покупаю то, что выберу на месте, в магазине

22

Другое (запишите)

3

Затрудняюсь ответить

1

Скажите, а Вам случалось или не случалось самому (мой) совершать такие покупки?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

 

Мужской

 

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Случалось

57

54

60

79

67

64

52

44

Не случалось

43

46

40

21

33

36

47

56

Затрудняюсь ответить

0

0

1

0

0

0

0

1

Как часто с Вами такое случается?

(закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто совершал спонтанные покупки)

 

Все опрошенные

 

Мужской

 

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Практически ежедневно

1

1

1

0

3

0

1

0

Практически каждую неделю

7

7

8

11

10

8

5

5

Примерно раз в месяц

21

18

23

25

21

23

19

19

Примерно раз в несколько месяцев и реже

68

70

67

61

64

67

72

72

Затрудняюсь ответить

3

4

1

2

2

2

3

4

Какие товары Вы приобрели спонтанно в последний раз? Можно дать несколько ответов

(открытый вопрос, до трех ответов, % от тех, кто совершал спонтанные покупки)

 

Все опрошенные

 

Мужской

 

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Бытовая техника

6

7

5

7

6

10

7

1

Вещи/одежда

14

9

17

15

17

16

15

8

Косметика

5

0

8

8

6

3

3

4

Продукты

9

10

8

13

5

8

12

8

Сладости / шоколад

5

6

4

10

4

5

4

3

Товары для дома

5

2

7

3

5

4

4

7

Электроника / гаджеты

4

8

1

11

5

7

1

1

Другое

6

8

4

7

8

6

6

2

Затрудняюсь ответить

23

25

21

17

25

19

18

33

Вы чаще совершаете спонтанные покупки, когда Вы ходите по магазину один (одна) или когда с Вами есть кто-то из родных, друзей или коллег?

(закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто совершал спонтанные покупки)

Когда хожу один (одна)

60

Когда с кем-то из родных, друзей или коллег

30

Затрудняюсь ответить

11

 

Товары, которые Вы купили спонтанно, в итоге чаще оказываются для Вас полезными или бесполезными?

(закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто совершал спонтанные покупки)

Чаще полезными

82

Чаще бесполезными

13

Затрудняюсь ответить

6

Вы предпринимаете какие-то меры, чтобы избежать спонтанных покупок, или не предпринимаете никаких мер для этого?

(закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто совершал спонтанные покупки)

Предпринимаю

33

Не предпринимаю

63

Затрудняюсь ответить

4

Что именно Вы предпринимаете?

(открытый вопрос, до трех ответов, % от тех, кто совершал спонтанные покупки и тех, кто предпринимает какие-то меры для их избегания)

Беру меньше денег с собой / беру ограниченную сумму

19

Веду бюджет / планирую бюджет / анализирую покупки

7

Включаю мозги / думаю, зачем мне это нужно / обдумываю покупки / не покупаю то, что не нужно

19

Список покупок / заранее планирую покупки

18

Меньше хожу по магазинам / не хожу в магазин

13

Ограничиваю, сдерживаю себя / не покупаю

10

Беру время на подумать / откладываю покупки / не покупаю сразу

 

5

Советуюсь с родными, друзьями / беру с собой родных, друзей

5

Экономлю / сравниваю цены / покупаю подешевле

2

Не беру с собой родных (детей/мужа/жену), друзей в магазин

2

Коплю / откладываю деньги

1

Ухожу из магазина / стараюсь меньше времени находиться в магазине

2

Читаю отзывы о товаре

1

Другое

7

Затрудняюсь ответить

5

Вы ведете учет своих расходов или не ведете? Если ведете, то каким образом?

(закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто совершал спонтанные покупки)

Записываю расходы в тетрадь/блокнот или в электронной таблице (Excel, Google)

13

Использую для этого специальную программу, приложение на телефоне или в компьютере

3

Отслеживаю свои расходы через банковские приложения

26

Не веду учет расходов

54

Затрудняюсь ответить

3

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07