МОСКВА, 09 августа 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса на тему гражданской авиации.
Россияне стали меньше бояться летать на самолетах: если четыре года назад от аэрофобии страдал каждый третий, то сегодня эта доля снизилась до 23% (−10 п.п., 2018 г. — 33%). Не испытывают страх перед полетом 73% наших сограждан (2018 г. — 62%).
Боязнь самолетов обусловлена полом и уровнем образования. Женщины подвержены аэрофобии вдвое чаще мужчин (30% vs. 15% среди мужчин), граждане с неполным средним образованием — вдвое чаще высокообразованных (37% vs. 20% среди имеющих неполное и высшее образование). |
Приветствуем вас на борту! |
Пандемия, рост геополитической напряженности и приостановка авиасообщения с рядом стран не отразились на популярности воздушного транспорта в России. Сегодня, как и в 2018 году, около четверти россиян ответили, что за последние несколько лет совершали перелеты (28%, 2018 г. — 29%). За восемь лет этот показатель вырос в 1,5 раза (2014 г. — 19%), преимущественно за счет тех, кто совершал перелеты эпизодически (2-3 раза) и многократно (6 и более).
- Заядлых авиапассажиров в России не более 8% — за последние несколько лет они совершили от 4 перелетов. Каждый десятый за это время успел полетать 1 или 2-3 раза (9% и 11% соответственно).
- Частота перелетов зависит от их целей: для тех, кто отправляется в отпуск, это скорее единовременная или эпизодическая история (39-41%), в командировку — частая (46%).
|
Типичный российский авиапассажир — мужчина (32%), молодой человек 18-34 лет (37%), с высшим образованием (43%) и хорошим материальным положением (39%), проживающий в одной из столиц или городе-миллионнике (52% и 41% соответственно).
С наибольшей долей вероятности на регистрации в аэропорту можно встретить тех, кто не испытывает страх перед полетом (31% vs. 23% среди аэрофобов). |
Российские авиапассажиры стали больше ценить комфорт (24%, + 6 п.п. с 2018 г.) и доступную стоимость поездки (21%, +5 п.п. с 2018 г.), хотя главным преимуществом остается высокая скорость авиаперевозок (85%, 2018 г. — 78%). Если в 2018 году вторым по популярности ответом было отсутствие альтернативных способов передвижения, то сегодня с развитием транспортной инфраструктуры этот аргумент потерял свою актуальность, переместившись на четвертую строчку (−11 п.п., 2022 г. — 16%). Каждый восьмой также отметил безопасность полетов (12%), каждый десятый — удобство расположения аэропорта (10%). Удобное расписание рейсов ценят еще 8%, вдвое больше, чем четыре года назад.
С 2018 года цели воздушных путешествий не изменились. За последние несколько лет россияне совершали перелеты в основном в личных целях (71%, 2018 г. — 68%), 18% — по работе. Каждый десятый выбирал этот способ передвижения в равной степени в связи с отпуском и командировкой (10%).
Рабочие перелеты за последние 2-3 года чаще совершали мужчины (31% vs. 5% среди женщин) и граждане среднего возраста (22-23% среди 35-59-летних), отпускные — женщины и представители старшего поколения (89% и 83% соответственно). |
Мне бы в небо… А мне — нет! |
Не приходилось пользоваться услугами авиакомпаний в последние 2-3 года 71% россиян, среди представителей старшего поколения (60+) и граждан со средним специальным образованием и ниже таких большинство (83% и 82-94% соответственно).
Россияне, не совершавшие перелеты, в первую очередь аргументируют это отсутствием необходимости в поездке (63%). Для четверти опрошенных главным препятствием является высокая стоимость авиабилетов (25%), 13% предпочитают другие виды транспорта. Реже россияне называли такие причины, как страх перелетов (8%), отсутствие аэропорта поблизости (6%) и медицинские противопоказания (4%).
1. Вы скорее согласны или не согласны с суждением «Я боюсь летать на самолетах»?
(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)
| 2018** | 2022 |
Скорее согласен | 33 | 23 |
Скорее не согласен | 62 | 73 |
Затрудняюсь ответить | 5 | 4 |
** Опросы проводились методом телефонных интервью (проект «Спутник») по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров, сформированной на базе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Объем выборки в 2018 году составляет 1000 респондентов. Объем выборки в 2021 году составляет 1600 респондентов.
2. Приходилось ли Вам в последние 2-3 года летать рейсами любой из авиакомпаний, и если да, то как часто?
(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)
| 2014* | 2015* | 2018** | 2021** | 2022 |
1 раз | 9 | 9 | 8 | 9 | 9 |
2-3 раза | 7 | 8 | 12 | 11 | 11 |
4-5 раз | 2 | 2 | 4 | 4 | 3 |
6 раз и более | 1 | 3 | 5 | 5 | 5 |
Нет, не приходилось | 79 | 69 | 70 | 71 | 71 |
Затрудняюсь ответить | 2 | 9 | 1 | 0 | 1 |
* Опросы проводились методом поквартирных face-to-face интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию и федеральному округу. Объем выборки составляет 1600 респондентов.
** Опросы проводились методом телефонных интервью (проект «Спутник») по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров, сформированной на базе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Объем выборки в 2018 году составляет 1000 респондентов. Объем выборки в 2021 году составляет 1600 респондентов.
4. Почему Вы пользуетесь самолетом? Назовите 2-3 основные причины
(закрытый вопрос, не более 3-х ответов, % от тех, кто летал в последние 2-3 года)
| 2018** | 2022 |
Быстрота/скорость совершения поездки | 78 | 85 |
Комфорт совершения поездки | 18 | 24 |
Доступная/подходящая цена | 16 | 21 |
Отсутствие альтернативных видов транспорта | 27 | 16 |
Безопасность | 8 | 12 |
Удобство расположения аэропорта | 8 | 10 |
Удобное расписание | 4 | 8 |
Другое | 5 | 5 |
Затрудняюсь ответить | 0 | 0 |
** Опросы проводились методом телефонных интервью (проект «Спутник») по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров, сформированной на базе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Объем выборки в 2018 году составляет 1000 респондентов. Объем выборки в 2021 году составляет 1600 респондентов.
5. С какой целью Вы чаще всего совершали перелеты в последние 2-3 года?
(закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто летал в последние 2-3 года)
| 2018** | 2022 |
Чаще — по личным делам (в отпуск) | 68 | 71 |
Чаще — по работе (в командировку) | 18 | 18 |
Примерно одинаково — по работе и личным делам | 12 | 10 |
Затрудняюсь ответить | 2 | 1 |
** Опросы проводились методом телефонных интервью (проект «Спутник») по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров, сформированной на базе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Объем выборки в 2018 году составляет 1000 респондентов. Объем выборки в 2021 году составляет 1600 респондентов.
7. Если Вы не совершали перелетов в течение последних двух-трех лет, то почему? Назовите 2-3 основные причины
(закрытый вопрос, не более 3-х ответов, % от тех, кто НЕ летал в течение последних 2-3 лет)
| 2018** | 2022 |
Не было необходимости в поездке | 60 | 63 |
Высокая стоимость билетов | 26 | 25 |
Предпочитаю другие виды транспорта | 13 | 13 |
Боюсь летать, перелетов | 10 | 8 |
Нет аэропорта поблизости | 6 | 6 |
Нельзя летать по медицинским показаниям | 6 | 4 |
Небезопасный вид транспорта | 5 | 3 |
Быстрее другим видом транспорта | 2 | 2 |
Нет удобных маршрутов | 1 | 2 |
Низкий уровень комфорта | 0 | 0 |
Другое | 7 | 11 |
Затрудняюсь ответить | 1 | 0 |
** Опросы проводились методом телефонных интервью (проект «Спутник») по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров, сформированной на базе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Объем выборки в 2018 году составляет 1000 респондентов. Объем выборки в 2021 году составляет 1600 респондентов.
«В последние месяцы на фоне многочисленных санкций в отношении российской авиаотрасли все чаще в СМИ возникает вопрос, будем ли мы летать, и если да, то насколько безопасными будут эти полеты. Проведенный в начале августа мониторинговый опрос фиксирует, что в массовом сознании россиян в отношении заданных вопросов пока что поменялось немногое. Наши соотечественники по-прежнему летают достаточно мало: в 2022 году тех, кто летал хотя бы раз за последние 2-3 года, оказалось чуть больше четверти (28%), что практически идентично замерам 2015, 2018 и 2021 годов. Почти не поменялись с 2018 года и цели поездок, 71% которых составляют перелеты по личным и/или отпускным делам, а высокая стоимость авиабилетов все так же входит в топ-3 причин отказа от идеи путешествовать небом. По сравнению с 2018 годом наиболее заметно уменьшение доли аэрофобов — сразу на 10 п.п. (с 33% в 2018 до 23% в 2022). Можно заключить, что говорить о новых трендах в отношениях россиян и авиаотрасли пока еще рано, однако этот вопрос нуждается во внимательном наблюдении».