Мне звонил ВЦИОМ

Вы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Аналитический обзор
Фото: Александр Щербак/ТАСС
Культура

Гражданская авиация в России: полет нормальный?

Высокая скорость, комфорт и доступная цена — главные преимущества воздушного транспорта, какими их видят россияне.
Фото:
Коротко о главном
  • 23% опрошенных россиян боятся летать на самолетах (−10 п.п. с 2018 г.).
  • Более четверти россиян за последние 2-3 года совершали перелеты (28%). Ключевая цель поездки — личные дела, отпуск (71%). 
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • 23% опрошенных россиян боятся летать на самолетах (−10 п.п. с 2018 г.).
  • Более четверти россиян за последние 2-3 года совершали перелеты (28%). Ключевая цель поездки — личные дела, отпуск (71%). 

МОСКВА, 09 августа 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса на тему гражданской авиации.

У страха глаза велики

Россияне стали меньше бояться летать на самолетах: если четыре года назад от аэрофобии страдал каждый третий, то сегодня эта доля снизилась до 23% (−10 п.п., 2018 г. — 33%). Не испытывают страх перед полетом 73% наших сограждан (2018 г. — 62%).

Боязнь самолетов обусловлена полом и уровнем образования. Женщины подвержены аэрофобии вдвое чаще мужчин (30% vs. 15% среди мужчин), граждане с неполным средним образованием — вдвое чаще высокообразованных (37% vs. 20% среди имеющих неполное и высшее образование).

 

Приветствуем вас на борту!

Пандемия, рост геополитической напряженности и приостановка авиасообщения с рядом стран не отразились на популярности воздушного транспорта в России. Сегодня, как и в 2018 году, около четверти россиян ответили, что за последние несколько лет совершали перелеты (28%, 2018 г. — 29%). За восемь лет этот показатель вырос в 1,5 раза (2014 г. — 19%), преимущественно за счет тех, кто совершал перелеты эпизодически (2-3 раза) и многократно (6 и более).

  • Заядлых авиапассажиров в России не более 8% — за последние несколько лет они совершили от 4 перелетов. Каждый десятый за это время успел полетать 1 или 2-3 раза (9% и 11% соответственно).
  • Частота перелетов зависит от их целей: для тех, кто отправляется в отпуск, это скорее единовременная или эпизодическая история (39-41%), в командировку — частая (46%).

Типичный российский авиапассажир — мужчина (32%), молодой человек 18-34 лет (37%), с высшим образованием (43%) и хорошим материальным положением (39%), проживающий в одной из столиц или городе-миллионнике (52% и 41% соответственно).

С наибольшей долей вероятности на регистрации в аэропорту можно встретить тех, кто не испытывает страх перед полетом (31% vs. 23% среди аэрофобов).

Российские авиапассажиры стали больше ценить комфорт (24%, + 6 п.п. с 2018 г.) и доступную стоимость поездки (21%, +5 п.п. с 2018 г.), хотя главным преимуществом остается высокая скорость авиаперевозок (85%, 2018 г. — 78%). Если в 2018 году вторым по популярности ответом было отсутствие альтернативных способов передвижения, то сегодня с развитием транспортной инфраструктуры этот аргумент потерял свою актуальность, переместившись на четвертую строчку (−11 п.п., 2022 г. — 16%). Каждый восьмой также отметил безопасность полетов (12%), каждый десятый — удобство расположения аэропорта (10%). Удобное расписание рейсов ценят еще 8%, вдвое больше, чем четыре года назад.

Отпуск vs. командировка

С 2018 года цели воздушных путешествий не изменились. За последние несколько лет россияне совершали перелеты в основном в личных целях (71%, 2018 г. — 68%), 18% — по работе. Каждый десятый выбирал этот способ передвижения в равной степени в связи с отпуском и командировкой (10%).

Рабочие перелеты за последние 2-3 года чаще совершали мужчины (31% vs. 5% среди женщин) и граждане среднего возраста (22-23% среди 35-59-летних), отпускные — женщины и представители старшего поколения (89% и 83% соответственно).

 

Мне бы в небо… А мне — нет!

Не приходилось пользоваться услугами авиакомпаний в последние 2-3 года 71% россиян, среди представителей старшего поколения (60+) и граждан со средним специальным образованием и ниже таких большинство (83% и 82-94% соответственно).

Россияне, не совершавшие перелеты, в первую очередь аргументируют это отсутствием необходимости в поездке (63%). Для четверти опрошенных главным препятствием является высокая стоимость авиабилетов (25%), 13% предпочитают другие виды транспорта. Реже россияне называли такие причины, как страх перелетов (8%), отсутствие аэропорта поблизости (6%) и медицинские противопоказания (4%).

2 августа 2022 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 2 августа 2022 г.: 1600 опрошенных, коэффициент кооперации (КК)* = 0,8187; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0227; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,1683. Рассчитан в соответствии с корпоративным стандартом:

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех не состоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

1. Вы скорее согласны или не согласны с суждением «Я боюсь летать на самолетах»?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

2018**

2022

Скорее согласен

33

23

Скорее не согласен

62

73

Затрудняюсь ответить

5

4

** Опросы проводились методом телефонных интервью (проект «Спутник») по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров, сформированной на базе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Объем выборки в 2018 году составляет 1000 респондентов. Объем выборки в 2021 году составляет 1600 респондентов.

2. Приходилось ли Вам в последние 2-3 года летать рейсами любой из авиакомпаний, и если да, то как часто?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

2014*

2015*

2018**

2021**

2022

1 раз

9

9

8

9

9

2-3 раза

7

8

12

11

11

4-5 раз

2

2

4

4

3

6 раз и более

1

3

5

5

5

Нет, не приходилось

79

69

70

71

71

Затрудняюсь ответить

2

9

1

0

1

* Опросы проводились методом поквартирных face-to-face интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию и федеральному округу. Объем выборки составляет 1600 респондентов.

** Опросы проводились методом телефонных интервью (проект «Спутник») по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров, сформированной на базе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Объем выборки в 2018 году составляет 1000 респондентов. Объем выборки в 2021 году составляет 1600 респондентов.

3. Приходилось ли Вам в последние 2-3 года летать рейсами любой из авиакомпаний, и если да, то как часто?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

1 раз

9

9

10

9

11

9

10

8

2-3 раза

11

12

9

20

13

14

10

4

4-5 раз

3

4

3

3

6

4

3

2

6 раз и более

5

7

4

5

7

7

5

2

Нет, не приходилось

71

68

74

63

61

66

72

83

Затрудняюсь ответить

1

0

0

0

2

0

0

1

4. Почему Вы пользуетесь самолетом? Назовите 2-3 основные причины

(закрытый вопрос, не более 3-х ответов, % от тех, кто летал в последние 2-3 года)

 

2018**

2022

Быстрота/скорость совершения поездки

78

85

Комфорт совершения поездки

18

24

Доступная/подходящая цена

16

21

Отсутствие альтернативных видов транспорта

27

16

Безопасность

8

12

Удобство расположения аэропорта

8

10

Удобное расписание

4

8

Другое

5

5

Затрудняюсь ответить

0

0

** Опросы проводились методом телефонных интервью (проект «Спутник») по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров, сформированной на базе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Объем выборки в 2018 году составляет 1000 респондентов. Объем выборки в 2021 году составляет 1600 респондентов.

5. С какой целью Вы чаще всего совершали перелеты в последние 2-3 года?

(закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто летал в последние 2-3 года)

 

2018**

2022

Чаще — по личным делам (в отпуск)

68

71

Чаще — по работе (в командировку)

18

18

Примерно одинаково — по работе и личным делам

12

10

Затрудняюсь ответить

2

1

** Опросы проводились методом телефонных интервью (проект «Спутник») по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров, сформированной на базе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Объем выборки в 2018 году составляет 1000 респондентов. Объем выборки в 2021 году составляет 1600 респондентов.

6. С какой целью Вы чаще всего совершали перелеты в последние 2-3 года?

(закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто летал в последние 2-3 года)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Чаще — по личным делам (в отпуск)

71

53

89

69

70

65

68

83

Чаще — по работе (в командировку)

18

31

5

18

16

23

22

12

Примерно одинаково — по работе и личным делам

10

15

6

13

14

10

10

5

Затрудняюсь ответить

1

1

0

0

0

2

0

0

7. Если Вы не совершали перелетов в течение последних двух-трех лет, то почему? Назовите 2-3 основные причины

(закрытый вопрос, не более 3-х ответов, % от тех, кто НЕ летал в течение последних 2-3 лет)

 

2018**

2022

Не было необходимости в поездке

60

63

Высокая стоимость билетов

26

25

Предпочитаю другие виды транспорта

13

13

Боюсь летать, перелетов

10

8

Нет аэропорта поблизости

6

6

Нельзя летать по медицинским показаниям

6

4

Небезопасный вид транспорта

5

3

Быстрее другим видом транспорта

2

2

Нет удобных маршрутов

1

2

Низкий уровень комфорта

0

0

Другое

7

11

Затрудняюсь ответить

1

0

** Опросы проводились методом телефонных интервью (проект «Спутник») по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров, сформированной на базе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Объем выборки в 2018 году составляет 1000 респондентов. Объем выборки в 2021 году составляет 1600 респондентов.

Илья Ломакин
Редактор-переводчик Департамента издательских программ ВЦИОМ

«В последние месяцы на фоне многочисленных санкций в отношении российской авиаотрасли все чаще в СМИ возникает вопрос, будем ли мы летать, и если да, то насколько безопасными будут эти полеты. Проведенный в начале августа мониторинговый опрос фиксирует, что в массовом сознании россиян в отношении заданных вопросов пока что поменялось немногое. Наши соотечественники по-прежнему летают достаточно мало: в 2022 году тех, кто летал хотя бы раз за последние 2-3 года, оказалось чуть больше четверти (28%), что практически идентично замерам 2015, 2018 и 2021 годов. Почти не поменялись с 2018 года и цели поездок, 71% которых составляют перелеты по личным и/или отпускным делам, а высокая стоимость авиабилетов все так же входит в топ-3 причин отказа от идеи путешествовать небом. По сравнению с 2018 годом наиболее заметно уменьшение доли аэрофобов — сразу на 10 п.п. (с 33% в 2018 до 23% в 2022). Можно заключить, что говорить о новых трендах в отношениях россиян и авиаотрасли пока еще рано, однако этот вопрос нуждается во внимательном наблюдении».


04 октября 2022
Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07