Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Zoonar/Imago/ТАСС
Культура

Гостеприимство по-русски

Традиции гостеприимства в российском обществе остаются важным механизмом поддержания социальных связей.
Фото:
Коротко о главном
  • Большинство россиян в последние полгода бывали в гостях и принимали гостей (77% и 80% соответственно).
  • Чаще всего россияне навещают друзей (64%), родителей (33%) и других родственников (31%).
  • Шесть из десяти россиян в равной степени любят ходить в гости и принимать гостей (61%).
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • Большинство россиян в последние полгода бывали в гостях и принимали гостей (77% и 80% соответственно).
  • Чаще всего россияне навещают друзей (64%), родителей (33%) и других родственников (31%).
  • Шесть из десяти россиян в равной степени любят ходить в гости и принимать гостей (61%).

МОСКВА, 10 июля 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты мониторингового исследования на тему гостеприимства.

Россия издавна славится своим гостеприимством. «Все, что есть в печи, все на стол мечи» — поговорка, как нельзя лучше отражающая радушие и щедрость российского народа. Ускорение темпов жизни, трансформация форм проведения досуга и виртуализация общения, безусловно, внесли свои коррективы в практики гостеприимства, однако душевные встречи в домашней обстановке по-прежнему востребованы в российском обществе.

Согласно результатам исследования, для россиян одинаково привлекательны обе роли — и гостя, и хозяина, за последние полгода в обеих из них побывали семь из десяти наших сограждан. При этом «гостевые маршруты» россиян за последние пять лет не претерпели изменений — как и в 2020 г., все дороги ведут к друзьям. В то же время нельзя недооценивать значение семьи: родители наряду с другими родственниками остаются важными пунктами на «гостевой карте» наших сограждан. А вот в общении с коллегами россияне, по-видимому, предпочитают держать дистанцию, ограничиваясь общением на «нейтральной» территории. Тот же вывод справедлив и в отношении соседей, сегодня взаимодействие с ними чаще сводится к приветствиям и смол-току. Традиции добрососедства по-прежнему чтут на Кавказе: жители региона не только охотнее россиян в целом бывают у соседей, но и принимают гостей, что служит очередным подтверждением знаменитого кавказского гостеприимства.

С возрастом по мере сужения круга общения так называемый гостевой баланс (чередование ролей) нарушается: представители старших поколений (застоя и оттепели) скорее выступают в роли принимающей стороны, нанося гостевые визиты преимущественно своим детям. Миллениалы, напротив, чаще других бывают у родителей. Зумеры традиционно выделяются на фоне остальных поколений богатым «гостевым» опытом. Им определенно есть куда пойти, и они активно этим пользуются, прокладывая разнообразные гостевые маршруты — к друзьям, родителям и остальным родственникам.

Автор: Людмила Богомазова

6 июля 2025 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 6 июля 2025 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,8075; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0171; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,0905.

Рассчитаны в соответствии с корпоративным стандартом:

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Припомните, пожалуйста, в последние полгода Вы ходили в гости или нет?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

2020

2025

Ходил(а)

80

77

Не ходил(а)

20

23

Затрудняюсь ответить

0

0

Припомните, пожалуйста, в последние полгода Вы ходили в гости или нет?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Поколение цифры (зумеры) (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992–2000)

Старшие миллениалы (1982–1991)

Реформенное поколение (1968–1981)

Поколение застоя (1948–1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Ходил(а)

77

89

88

84

81

67

52

Не ходил(а)

23

11

12

15

18

33

48

Затрудняюсь ответить

0

0

0

1

1

0

0

Припомните, пожалуйста, в последние полгода к Вам приходили гости, Вы принимали гостей или нет?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

2020

2025

Да, приходили

86

80

Нет, не приходили

14

20

Затрудняюсь ответить

0

0

Припомните, пожалуйста, в последние полгода к Вам приходили гости, Вы принимали гостей или нет?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Поколение цифры (зумеры) (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992–2000)

Старшие миллениалы (1982–1991)

Реформенное поколение (1968–1981)

Поколение застоя (1948–1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Да, приходили

80

83

84

82

78

78

75

Нет, не приходили

20

17

15

18

22

22

25

Затрудняюсь ответить

0

0

1

0

0

0

0

Сбалансированность «гостевого обмена»*

 

Все опрошенные

Поколение цифры (зумеры) (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992–2000)

Старшие миллениалы (1982–1991)

Реформенное поколение (1968–1981)

Поколение застоя (1948–1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Ходили в гости и сами принимали гостей

69

77

82

75

72

59

48

Ходили в гости, но не принимали гостей

9

12

6

10

10

8

4

Принимали гостей, но сами в гостях не были

11

6

3

7

7

19

27

Не делали ни то, ни другое

11

5

9

8

11

14

21

* Рассчитана на основе ответов на следующие вопросы: «Припомните, пожалуйста, в последние полгода Вы ходили в гости или нет?» и «Припомните, пожалуйста, в последние полгода к Вам приходили гости, Вы принимали гостей или нет?».

 

К кому Вы обычно ходите в гости? Вы можете дать до трех ответов

(закрытый вопрос, до трех ответов, в % от тех, кто ходил в гости)

 

2020

2025

К друзьям

66

64

К родителям

32

33

К другим родственникам

30

31

К родным сестрам/ братьям

27

21

К детям

22

18

К соседям

16

13

К коллегам

15

13

К бабушкам, дедушкам

8

11

К внукам

9

7

Другое

4

5

Затруднились ответить

0

0

К кому Вы обычно ходите в гости? Вы можете дать до трех ответов

(закрытый вопрос, до трех ответов, в % от тех, кто ходил в гости)

 

Все опрошенные

Поколение цифры (зумеры) (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992–2000)

Старшие миллениалы (1982–1991)

Реформенное поколение (1968–1981)

Поколение застоя (1948–1967)

Поколение оттепели (до 1947)

К друзьям

64

81

74

72

67

45

44

К родителям

33

39

48

51

35

7

0

К другим родственникам

31

41

25

32

33

29

28

К родным сестрам/ братьям

21

17

22

23

22

23

11

К детям

18

2

0

1

19

44

48

К соседям

13

5

6

10

14

24

18

К коллегам

13

8

17

17

12

12

8

К бабушкам, дедушкам

11

30

23

11

7

1

2

К внукам

7

0

1

0

6

18

21

Другое

5

7

3

3

5

6

10

Затруднились ответить

0

1

1

0

0

0

0

Скажите, пожалуйста, что Вам нравится больше: ходить в гости или принимать гостей?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

2020

2025

Ходить в гости

10

13

Принимать гостей

17

16

И то, и другое в равной степени

65

61

Ни то, ни другое

7

10

Затрудняюсь ответить

1

0

Скажите, пожалуйста, что Вам нравится больше: ходить в гости или принимать гостей?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Поколение цифры (зумеры) (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992–2000)

Старшие миллениалы (1982–1991)

Реформенное поколение (1968–1981)

Поколение застоя (1948–1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Ходить в гости

13

24

12

16

13

9

5

Принимать гостей

16

14

14

11

13

21

21

И то, и другое в равной степени

61

57

64

62

63

59

59

Ни то, ни другое

10

4

8

9

11

10

14

Затрудняюсь ответить

0

1

2

2

0

1

1

Степан Львов
Директор по стратегическому развитию

«Несмотря на тревоги по поводу того, что цифровое взаимодействие окончательно вытеснит межличностное человеческое общение, этого еще не произошло. И в тех странах, где люди все еще ходят друг к другу в гости, а Россия, безусловно, одна из них, такая угроза минимальна.

Да, цифровые технологии сегодня играют важную роль в коммуникации, но они лишь дополняют то, что социологи называют взаимодействием лицом к лицу. Именно личное общение составляет основу для формирования доверия, норм взаимности и передачи ценностей. И только так развивается социальный капитал: лицом к лицу в общем пространстве; в конкретном месте – там, где тебя поймут и поддержат; и в течение определенного времени – чтобы общение сохраняло свою ценность, а не превращалось из роскоши в рутину».

Перейти к странице эксперта


11 июля 2025
Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07