Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Михаил Терещенко/ТАСС
Культура

Голосовые сообщения: почему бы и нет?

Россияне разрушают негативные стереотипы о голосовых сообщениях: в обществе преобладает нейтрально-позитивное отношение к «войсам». Экономия времени, удобство и простота — главные преимущества аудиосообщений, какими их видят опрошенные.
Фото:
Коротко о главном
  • 41% россиян предпочитают телефонные звонки, 15% — переписку в мессенджерах и приложениях.
  • 61% россиян получают голосовые сообщения, 44% — отправляют.
  • 41% пользователей смартфонов относятся к аудиопосланиям нейтрально, 38% — положительно. 
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • 41% россиян предпочитают телефонные звонки, 15% — переписку в мессенджерах и приложениях.
  • 61% россиян получают голосовые сообщения, 44% — отправляют.
  • 41% пользователей смартфонов относятся к аудиопосланиям нейтрально, 38% — положительно. 

МОСКВА, 18 апреля 2023 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса, посвященного отношению россиян к голосовым сообщениям в повседневном общении.

Звонить нельзя писать

Рост популярности социальных сетей и мессенджеров привел к революции в мире коммуникаций — изменились модели медиапотребления, каналы и способы связи. Сегодня повседневное общение едва ли можно представить без обмена текстовыми и аудиопосланиями, хотя еще совсем недавно пользователи довольствовались СМС-сообщениями и телефонными звонками.

Пока мировые эксперты предрекают вытеснение телефонного общения перепиской, в России этот тренд выражен не так явно. Исследование показало, что 41% россиян предпочитают общаться по телефону и только 15% — обмениваться сообщениями в мессенджерах и приложениях. Еще 43% ответили, что им все равно, звонить или писать.

Пользование интернетом повышает гибкость общения. Телефонные звонки — наиболее привлекательный способ связи для активных телезрителей (75%), тогда как для интернет-пользователей в 50% случаев канал коммуникации не важен, а почти каждый третий отдает предпочтение переписке (30%).

Коммуникационные предпочтения имеют поколенческую специфику: «достучаться» до молодежи скорее получится в мессенджерах, до старшего поколения — по телефону. Максимум любителей переписки приходится на 18-24-летних — 47% (vs. от 4% до 24% в других возрастных группах), а телефонных разговоров — на россиян 60+ лет (61% vs. 13% среди 18-24-летних).

Не видит разницы между общением в мессенджерах и общением по телефону половина 25-44-летних (25-34 лет — 53%, 35-44 лет — 50%): им проще других выйти на контакт с представителями как старшего, так и младшего поколения.

Я вас слушаю!

Отправить и получить голосовые сообщения позволяют практически все мессенджеры и социальные сети. В общей сложности данной функцией пользуются 6 из 10 россиян (64%). При этом получателей аудиосообщений среди наших сограждан больше, чем отправителей (61% и 44% соответственно). Не прибегают к помощи «войсов» (при наличии такой возможности) четверть опрошенных (24%). Еще 11% не имеют такой функции / не пользуются смартфонами; в группе активных телезрителей этот ответ звучал почти в пять раз чаще (51%). 

Общение «голосовыми» наиболее распространено среди любителей мессенджеров: абсолютное большинство в этой группе — адресаты «войсов» (82%), более половины — отправители (59%).

  • Востребованность голосовых сообщений выше среди женщин — их они и получают (66%), и отправляют (49%) чаще мужчин (54% и 39% соответственно).
  • Активный возраст пользования «войсами» — 18-44 лет (получают 74-77%, отправляют 54-65%). Среди старшего поколения такой формат общения скорее не пользуется популярностью: 38% не отправляют и не получают аудиосообщения (vs. 15-19% среди 18-44-летних), 26% — не имеют технической возможности (vs. 2-5% среди 18-44-летних). 

Среди российских пользователей смартфонов доминирует нейтрально-положительное отношение к голосовым сообщениям: 41% относятся к ним безразлично, 38% — положительно. Негативно воспринимают аудиосообщения 18% опрошенных; среди москвичей и петербуржцев таких 29%, что может объясняться высоким темпом жизни в мегаполисах и нежеланием тратить время на прослушивание аудиопосланий.

Будучи активными пользователями «войсов», женщины чаще мужчин декларируют положительное отношение к данному формату общения (42% vs. 35% среди мужчин).

Плюсы и минусы общения «голосовыми»

Аргументы в пользу голосовых сообщений приводились россиянами в основном с позиции отправителя, аргументы против — с позиции адресата.

Главные преимущества голосовых сообщений по сравнению с текстовыми видятся респондентам в экономии времени для отправителя (20%), удобстве и простоте (17%). Для каждого восьмого общение «войсами» — возможность понять настроение собеседника, его эмоции (12%). Еще 7% проводят аналогию с живым общением, 6% отмечают удобство общения голосовыми, когда заняты руки. Такая же доля опрошенных считают, что данный формат общения ничем не лучше текстового (6%). Затруднился назвать достоинства аудиосообщений каждый третий (32%).

На вопрос, в чем голосовые сообщения проигрывают текстовым, россиянам оказалось ответить труднее — затруднился назвать их минусы каждый второй опрошенный (47%). Главный недостаток, по мнению россиян, заключается в ситуативности использования «войсов»: 14% отметили, что не всегда есть возможность послушать аудиопослания. Реже опрошенные апеллировали к простоте и экономии времени адресата в случае с текстовыми сообщениями («проще прочитать» — 6%, «читать быстрее» — 5%). Каждый десятый полагает, что общение голосовыми не хуже переписки (10%).

Вопрос о преимуществах и недостатках «войсов» чаще вызывал затруднения у тех, кто ими почти не пользуется — у активных телезрителей (65% и 80%) и представителей старшего поколения (52% и 70%).

 

7 апреля 2023 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 7 апреля 2023 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,8198; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0185; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,1529.  Рассчитан в соответствии с корпоративным стандартом.

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Поговорим о современных телефонах, смартфонах и о современных способах общения. Одни люди предпочитают общаться с помощью телефонных звонков, другим удобнее общаться с помощью сообщений в мессенджерах. Если говорить лично о Вас, как обычно предпочитаете общаться Вы?

(закрытый вопрос, один ответ,% от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Предпочитаю общаться с помощью телефонных звонков

41

43

39

13

22

30

48

61

Предпочитаю общаться с помощью сообщений в мессенджерах и приложениях

15

12

17

47

24

18

7

4

Для меня не имеет значения, как общаться, с помощью звонков или сообщений

43

43

42

40

53

50

42

32

Затрудняюсь ответить

1

2

2

0

1

2

3

3

Некоторые люди используют для общения голосовые сообщения, это звуковые сообщения, которые записываются голосом, а не набираются текстом. Скажите, пожалуйста, Вы лично отправляете, получаете голосовые сообщения или нет?

(закрытый вопрос, до двух ответов,% от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Отправляю

44

39

49

63

65

54

45

19

Получаю

61

54

66

74

77

76

63

35

Не отправляю и не получаю

24

31

19

19

16

15

25

38

Нет такой возможности на телефоне / не пользуюсь смартфоном

11

11

12

2

2

5

9

26

Затрудняюсь ответить

1

1

0

0

1

1

1

1

А как Вы относитесь к голосовым сообщениям в целом?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от тех, кто пользуется смартфонами)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Скорее положительно

38

35

42

40

37

41

38

37

Нейтрально

41

41

41

42

42

35

45

41

Скорее отрицательно

18

22

15

18

20

23

15

16

Затрудняюсь ответить

3

2

2

0

1

1

2

6

Как Вы считаете, чем голосовые сообщения лучше текстовых сообщений? Вы можете назвать несколько вариантов

(открытый вопрос, до трех ответов, в % от всех опрошенных, представлены ответы, набравшие 2% и больше)

 

Все опрошенные

Быстрый способ общения / быстрее отправить сообщение

20

Удобнее / проще / не нужно писать сообщение / не нужно набирать текст

17

Можно понять настроение человека / его эмоции / услышать интонацию

12

Живое общение / нравится слышать голос человека

7

Удобно во время вождения / если заняты руки / не отвлекает от дел

6

Информативнее / можно больше сказать / больше информации

5

Экономия времени

4

Не видны ошибки / безграмотность

2

Не всегда есть возможно писать

2

Можно послушать в любое время / переслушать / слушать удобнее, чем читать

2

Понятнее / ясно, что человек хочет сказать

2

Ничем не лучше / одинаковые

6

Другое

2

Затрудняюсь ответить

32

Как Вы считаете, чем голосовые сообщения хуже текстовых сообщений? Вы можете назвать несколько вариантов

(открытый вопрос, до трех ответов, в % от всех опрошенных, представлены ответы, набравшие 2% и больше)

 

Все опрошенные

Не всегда удобно / не всегда есть возможность послушать / в общественном месте нельзя послушать / нужны наушники

14

Неудобно / проще прочитать

6

Больше времени занимает / слишком длинные / читать быстрее

5

Плохой звук / неразборчиво / помехи / непонятно / искажает голос

4

Менее осознанные / обдуманные / четкие / много лишней информации

4

Грамотность не развивает / для ленивых / деградация

3

Могут услышать окружающие/посторонние

2

Нет поиска / нельзя найти нужную информацию / нельзя перечитать

2

Не хуже / все равно

10

Другое

5

Затрудняюсь ответить

47

Массив данных

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07