Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
Общество

Год семьи в России: итоги

Шесть из десяти опрошенных россиян знают, что 2024 год был Годом семьи. Главное позитивное изменение, по мнению россиян, — усиление мер социальной поддержки семей.
Фото:
Коротко о главном
  • О том, что 2024 год был Годом семьи, знают 62% россиян.
  • 27% заметили усиление мер социальной поддержки в Год семьи, 6% — рост внимания к семейным ценностям; каждый второй (50%) не заметил изменений.
  • 31% полагают, что Год семьи положительно повлиял на укрепление семейных ценностей в обществе, 48% не заметили влияния.
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • О том, что 2024 год был Годом семьи, знают 62% россиян.
  • 27% заметили усиление мер социальной поддержки в Год семьи, 6% — рост внимания к семейным ценностям; каждый второй (50%) не заметил изменений.
  • 31% полагают, что Год семьи положительно повлиял на укрепление семейных ценностей в обществе, 48% не заметили влияния.

МОСКВА, 21 января 2025 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса россиян о прошедшем Годе семьи.

На что и клад, когда в семье лад!

В рамках прошедшего Года семьи в стране были реализованы законодательные инициативы и социальные программы по поддержке семьи, материнства и детства, а также организованы тематические фестивали, форумы и культурные мероприятия. О том, что 2024 год был Годом семьи, знают большинство наших сограждан — шесть из десяти (62%). Это самый высокий показатель узнаваемости среди тематических годов.

Как показал декабрьский замер ВЦИОМ, каждый второй россиянин (50%) не заметил изменений в связи с тем, что 2024 год был объявлен Годом семьи, еще 17% затруднились с ответом. Косвенно это может указывать на слабую интеграцию мероприятий и программ в повседневную жизнь россиян, особенно тех, кто не входил в целевую аудиторию. Тем не менее среди тех, кто ощутил изменения (33%), большинство отметили их как положительные, что свидетельствует об успехе инициатив.

Ключевые позитивные изменения, такие как усиление мер социальной поддержки семей (заметили 27%), подтверждают, что проводимые мероприятия затронули важные для россиян аспекты. Пропаганда семейных ценностей (6%), тематические мероприятия (4%) и улучшение инфраструктуры (открытие детских садов и школ, рост благоустройства — по 1%) также оказались заметны, но лишь для небольшой части населения. В то же время среди ответов были и негативные (8% ответов), связанные с экономическими и демографическими трудностями, такими как рост цен и ставок по ипотеке, рост числа разводов и снижение рождаемости.

Финансовая поддержка и жилье

Почти треть россиян (31%) считают, что Год семьи положительно повлиял на укрепление семейных ценностей в нашем обществе. Только 5% сказали об отрицательном влиянии. Однако половина опрошенных (48%) не заметили какого-либо влияния, а еще 16% затруднились с ответом.

Чаще других о положительных изменениях говорили россияне старшего возраста (35-44% в поколении застоя и оттепели), активные телезрители (45%) и россияне с хорошим материальным положением (42%). Среди младших миллениалов максимален процент не заметивших перемен (66%), показатель также выше среди столичных жителей (60%), активных интернет-пользователей (62%) и россиян с плохим материальным положением (61%).

Говоря о том, какие меры или инициативы стоило бы реализовать, если бы Год семьи продолжили в 2025 году, россияне в первую очередь называли меры социальной поддержки (27%) и помощь в решении жилищного вопроса (23%), то есть наиболее важными остаются базовые социальные и экономические потребности. Это также подчеркивает актуальность практических инициатив, которые напрямую влияют на жизнь семей.

Реже в ответах речь шла об образовании (11%) и пропаганде семейных ценностей (7%), о повышении благосостояния граждан (5%), доступности здравоохранения и повышении рождаемости (по 3%). При этом в ответах также упоминаются вопросы, связанные с внутренней политикой (3%), стабилизацией экономики (5%) и окончанием СВО (2%), что подчеркивает связь семейного благополучия с общими социально-экономическими условиями.

27 декабря 2024 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 27 декабря 2024 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,7773; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0237; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,1630.

Рассчитаны в соответствии с корпоративным стандартом:

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Каждый год в России, чтобы привлечь внимание общества к важным вопросам, объявляется годом развития той или иной сферы. Например, 2023 год был объявлен Годом педагога и наставника. Вы знаете или не знаете, годом чего был объявлен 2024 год?*

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Дали правильный ответ «Год семьи»

62

Дали неправильный ответ

13

Затрудняюсь ответить / не знаю

25

* Вопрос был задан в октябре 2024 г.

 

Уходящий год был объявлен Годом семьи. Вы заметили какие-либо изменения в связи с тем, что 2024 год был объявлен Годом семьи в России, или нет? Если да, то какие именно?

(открытый вопрос, до 3-х ответов, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Позитивные изменения, сумма ответов

 41

Меры социальной поддержки молодых семей / льготы для семей с детьми / большая поддержка многодетных семей / льготы / льготные ипотеки / выплаты детских пособий / повышение / продление материнского капитала

27

Защита семьи / традиционных ценностей / пропаганда / запрет ЛГБТ* / закон о чайлдфри / запрет абортов / ряд законопроектов на повышение рождаемости / увеличение рождаемости

6

Проведение мероприятий / в СМИ больше стали освещать эту тему / награждение семей / конкурсы / подарки

4

Медицинские проекты / улучшения в медицине / строительство центров

1

Открытие детских садов / школ

1

Благоустройство

1

Большое количество заключения брака

1

Негативные изменения, сумма ответов

8

Возросло количество разводов

2

Недоступность жилья / выросла ипотека

2

Уменьшение рождаемости

1

Жить стало хуже / рост цен

1

Изменения в худшую сторону

1

СВО / многие остались без мужей

1

Не заметил изменений

50

Другое

1

Затрудняюсь ответить

17

*Деятельность в РФ зарещена

 

Как Вы считаете, Год семьи повлиял или нет на укрепление семейных ценностей в нашем обществе? Если да, то как?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

Поколение цифры (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992—2000)

Старшие миллениалы (1982—1991)

Реформенное поколение (1968—1981)

Поколение застоя (1948—1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Повлиял положительно

31

29

33

30

16

32

28

35

44

Повлиял отрицательно

5

6

3

11

7

4

4

3

3

Не повлиял

48

50

46

54

66

52

50

40

26

Затрудняюсь ответить

16

15

18

5

11

12

18

22

27

Какие меры или инициативы, по Вашему мнению, стоило бы реализовать, если бы Год семьи продолжили в 2025 году?

(открытый вопрос, до 3-х ответов, % от всех опрошенных, представлены варианты, набравшие 2% и более)

 

Все опрошенные

Финансовая помощь семьям / увеличение пособий / материнский капитал / социальные льготы/ помощь многодетным семьям / помощь матерям-одиночкам

27

Жилищная программа / доступное жилье / льготная ипотека / бесплатное жилье для молодых семей

23

Строительство школ и детских садов / доступность / бесплатные кружки и секции для детей / бесплатное образование / изменить систему образования / бесплатные путевки в детские лагеря

11

Пропаганда семейных ценностей / патриотизм / укрепление семьи / изменить формат телевидения / больше патриотических и добрых программ и фильмов / проведение массовых мероприятий

7

Повышение зарплаты / достойная зарплата / повышение благосостояния / повышение МРОТ / повышение пенсий / поддержка пенсионеров

5

Стабилизация экономики / развитие / развитие с/х и промышленности / контроль роста цен / наличие рабочих мест

5

Изменения во внутренней политике страны

3

Демография / повышение рождаемости / борьба с абортами / запрет чайлдфри

3

Качественное здравоохранение / медперсонал / бесплатная медицина

3

Окончание СВО / вернуть отцов и сыновей домой

2

Никакие

3

Другое

11

Затрудняюсь ответить

39

Елена Михайлова
Советник генерального директора ВЦИОМ

 "Год семьи стал важным этапом в переосмыслении подходов, способствующих укреплению семьи. Не стоило ждать от него взрывного роста рождаемости (что в принципе нельзя обеспечить в условиях сжатых объемов фертильных групп) или  снижения случаев распада семей. Однако многие важные составляющие реализуемой семейной политики были переосмыслены: как представлен образ семьи в художественных произведениях и рекламе? Какие транслируемые сообщения или нормативные модели поведения противоречат целям укрепления семейных ценностей? Усилилось вовлечение в семейную политику работодателей. Президент Путин предложил ввести налоговые льготы компаниям, осуществляющим поддержку семей с детьми. Был анонсирован запуск нового нацпроекта «Семья». Тем самым закладывается база для долгосрочных действий по укреплению института семьи и общего улучшения демографической ситуации".


21 января 2025
Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07