МОСКВА, 21 января 2025 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса россиян о прошедшем Годе семьи.
На что и клад, когда в семье лад! |
В рамках прошедшего Года семьи в стране были реализованы законодательные инициативы и социальные программы по поддержке семьи, материнства и детства, а также организованы тематические фестивали, форумы и культурные мероприятия. О том, что 2024 год был Годом семьи, знают большинство наших сограждан — шесть из десяти (62%). Это самый высокий показатель узнаваемости среди тематических годов.
Как показал декабрьский замер ВЦИОМ, каждый второй россиянин (50%) не заметил изменений в связи с тем, что 2024 год был объявлен Годом семьи, еще 17% затруднились с ответом. Косвенно это может указывать на слабую интеграцию мероприятий и программ в повседневную жизнь россиян, особенно тех, кто не входил в целевую аудиторию. Тем не менее среди тех, кто ощутил изменения (33%), большинство отметили их как положительные, что свидетельствует об успехе инициатив.
Ключевые позитивные изменения, такие как усиление мер социальной поддержки семей (заметили 27%), подтверждают, что проводимые мероприятия затронули важные для россиян аспекты. Пропаганда семейных ценностей (6%), тематические мероприятия (4%) и улучшение инфраструктуры (открытие детских садов и школ, рост благоустройства — по 1%) также оказались заметны, но лишь для небольшой части населения. В то же время среди ответов были и негативные (8% ответов), связанные с экономическими и демографическими трудностями, такими как рост цен и ставок по ипотеке, рост числа разводов и снижение рождаемости.
Финансовая поддержка и жилье |
Почти треть россиян (31%) считают, что Год семьи положительно повлиял на укрепление семейных ценностей в нашем обществе. Только 5% сказали об отрицательном влиянии. Однако половина опрошенных (48%) не заметили какого-либо влияния, а еще 16% затруднились с ответом.
Чаще других о положительных изменениях говорили россияне старшего возраста (35-44% в поколении застоя и оттепели), активные телезрители (45%) и россияне с хорошим материальным положением (42%). Среди младших миллениалов максимален процент не заметивших перемен (66%), показатель также выше среди столичных жителей (60%), активных интернет-пользователей (62%) и россиян с плохим материальным положением (61%).
Говоря о том, какие меры или инициативы стоило бы реализовать, если бы Год семьи продолжили в 2025 году, россияне в первую очередь называли меры социальной поддержки (27%) и помощь в решении жилищного вопроса (23%), то есть наиболее важными остаются базовые социальные и экономические потребности. Это также подчеркивает актуальность практических инициатив, которые напрямую влияют на жизнь семей.
Реже в ответах речь шла об образовании (11%) и пропаганде семейных ценностей (7%), о повышении благосостояния граждан (5%), доступности здравоохранения и повышении рождаемости (по 3%). При этом в ответах также упоминаются вопросы, связанные с внутренней политикой (3%), стабилизацией экономики (5%) и окончанием СВО (2%), что подчеркивает связь семейного благополучия с общими социально-экономическими условиями.
"Год семьи стал важным этапом в переосмыслении подходов, способствующих укреплению семьи. Не стоило ждать от него взрывного роста рождаемости (что в принципе нельзя обеспечить в условиях сжатых объемов фертильных групп) или снижения случаев распада семей. Однако многие важные составляющие реализуемой семейной политики были переосмыслены: как представлен образ семьи в художественных произведениях и рекламе? Какие транслируемые сообщения или нормативные модели поведения противоречат целям укрепления семейных ценностей? Усилилось вовлечение в семейную политику работодателей. Президент Путин предложил ввести налоговые льготы компаниям, осуществляющим поддержку семей с детьми. Был анонсирован запуск нового нацпроекта «Семья». Тем самым закладывается база для долгосрочных действий по укреплению института семьи и общего улучшения демографической ситуации".