МОСКВА, 5 октября 2023 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования ко Дню учителя, проведенного по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ)
Школьные годы чудесные |
Профессия учителя является одной из самых важных в обществе. Учитель играет ключевую роль в воспитании будущего поколения, передавая знания, навыки и ценности своим ученикам. Это профессия, требующая высокой компетентности и преданности своему делу. Такой вклад не остается незамеченным. Воспоминания россиян о своих школьных учителях преимущественно положительные. Чаще всего наши сограждане отвечали, что думают о них с позитивом, испытывая хорошие чувства (40%), 19% испытывают благодарность, а 17% указали на такие чувства как теплота, нежность и душевность, с добротой и уважением думают о педагогах еще 14% и 13% соответственно. По 7% вспоминают о них с любовью, с радостью. Неприятные эмоции при воспоминании о школьных учителях испытывают только 5% россиян, еще 3% сообщили, что испытывают смешанные эмоции – и хорошие, и плохие.
Каким должен быть хороший учитель? |
Профессия учителя – многогранная и сложная. Говоря о том, какими главными качествами должен обладать хороший школьный учитель, россияне называли самые разные варианты. Анализ позволил выделить следующие группы характеристик хорошего школьного учителя в представлениях наших соотечественников:
- Эмоциональные качества (доброе отношение к детям, уважение учеников (30%); любовь к детям и забота о них (20%); терпение, выдержка, стрессоустойчивость (17%); внимательность к детям, чуткость, душевность (11%,).
- Профессиональные навыки и компетенции (образованность, компетентность (16%,); хороший педагог и профессионал (13%); грамотность, ум, разносторонние знания (11%); навыки доступного объяснения материала (11%); любовь к работе, преданность делу (9%); знание психологии детей (8%); хорошее знание своего предмета (7%,); заинтересованность в работе, желание дать знания ученикам (7%).
- Нравственные качества (порядочность, справедливость (13%); добросовестность, ответственность, (7%); воспитанность, вежливость, интеллигентность (5%); хороший человек (2%).
- Коммуникативные качества (умение найти общий язык с учеником и родителями, умение общаться с детьми (6%); иметь чувство юмора, быть оптимистом (2%); быть смелым и уверенным в себе (3%).
Иными словами, по мнению россиян, учитель должен быть образованным, компетентным и эрудированным, чтобы дать ученикам глубокие и полезные знания. Более того, учитель должен обладать способностью доступно объяснять сложные вещи, чтобы дети могли полноценно понимать и усваивать материал. Однако, быть учителем – это не только овладение знаниями и навыками, но и эмоциональная и психологическая поддержка. Учитель должен быть доброжелательным, заботливым и понимающим, чтобы создать атмосферу доверия. Он должен обладать терпением, выдержкой и уметь находить общий язык с детьми и родителями, чтобы эффективно справляться со сложностями, коммуникативными проблемами и конфликтами.
О ситуации в образовании |
Более трети россиян отмечают, что на сегодняшний день в учебном заведении, где обучаются их дети/ внуки школьного возраста, сложилась хорошая ситуация (35%). В том числе 13% отметили, что все имеющиеся проблемы решаются, а каждый пятый говорит о том, что решаются большинство проблем (22%). Более скептичны в оценках оказались 9% (6% назвали ситуацию скорее плохой, большая часть проблем остаются нерешенными, 3% убеждены, что не решаются все проблемы).