Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС
Культура

Герои нашего образования

Большинство россиян вспоминают о своих учителях с теплотой и положительными чувствами.
Фото:
Коротко о главном
  • Четверо из десяти россиян вспоминают своих учителей с положительными, светлыми чувствами (40%); 19% - с благодарностью.
  • Топ-5 качеств хорошего школьного учителя глазами россиян: доброта (30%), любовь к детям (20%), терпение (17%), образованность, компетентность (16%) и порядочность (13%).
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • Четверо из десяти россиян вспоминают своих учителей с положительными, светлыми чувствами (40%); 19% - с благодарностью.
  • Топ-5 качеств хорошего школьного учителя глазами россиян: доброта (30%), любовь к детям (20%), терпение (17%), образованность, компетентность (16%) и порядочность (13%).

МОСКВА, 5 октября 2023 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования ко Дню учителя, проведенного по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ)

Школьные годы чудесные

Профессия учителя является одной из самых важных в обществе. Учитель играет ключевую роль в воспитании будущего поколения, передавая знания, навыки и ценности своим ученикам. Это профессия, требующая высокой компетентности и преданности своему делу. Такой вклад не остается незамеченным. Воспоминания россиян о своих школьных учителях преимущественно положительные. Чаще всего наши сограждане отвечали, что думают о них с позитивом, испытывая хорошие чувства (40%), 19% испытывают благодарность, а 17% указали на такие чувства как теплота, нежность и душевность, с добротой и уважением думают о педагогах еще 14% и 13% соответственно. По 7% вспоминают о них с любовью, с радостью. Неприятные эмоции при воспоминании о школьных учителях испытывают только 5% россиян, еще 3% сообщили, что испытывают смешанные эмоции – и хорошие, и плохие.

Каким должен быть хороший учитель?

Профессия учителя – многогранная и сложная. Говоря о том, какими главными качествами должен обладать хороший школьный учитель, россияне называли самые разные варианты. Анализ позволил выделить следующие группы характеристик хорошего школьного учителя в представлениях наших соотечественников:

  1. Эмоциональные качества (доброе отношение к детям, уважение учеников (30%); любовь к детям и забота о них (20%); терпение, выдержка, стрессоустойчивость (17%); внимательность к детям, чуткость, душевность (11%,).
  2. Профессиональные навыки и компетенции (образованность, компетентность (16%,); хороший педагог и профессионал (13%); грамотность, ум, разносторонние знания (11%); навыки доступного объяснения материала (11%); любовь к работе, преданность делу (9%); знание психологии детей (8%); хорошее знание своего предмета (7%,); заинтересованность в работе, желание дать знания ученикам (7%).
  3. Нравственные качества (порядочность, справедливость (13%); добросовестность, ответственность, (7%); воспитанность, вежливость, интеллигентность (5%); хороший человек (2%).
  4. Коммуникативные качества (умение найти общий язык с учеником и родителями, умение общаться с детьми (6%); иметь чувство юмора, быть оптимистом (2%); быть смелым и уверенным в себе (3%).

Иными словами, по мнению россиян, учитель должен быть образованным, компетентным и эрудированным, чтобы дать ученикам глубокие и полезные знания. Более того, учитель должен обладать способностью доступно объяснять сложные вещи, чтобы дети могли полноценно понимать и усваивать материал. Однако, быть учителем – это не только овладение знаниями и навыками, но и эмоциональная и психологическая поддержка. Учитель должен быть доброжелательным, заботливым и понимающим, чтобы создать атмосферу доверия. Он должен обладать терпением, выдержкой и уметь находить общий язык с детьми и родителями, чтобы эффективно справляться со сложностями, коммуникативными проблемами и конфликтами.

О ситуации в образовании

Более трети россиян отмечают, что на сегодняшний день в учебном заведении, где обучаются их дети/ внуки школьного возраста, сложилась хорошая ситуация (35%). В том числе 13% отметили, что все имеющиеся проблемы решаются, а каждый пятый говорит о том, что решаются большинство проблем (22%). Более скептичны в оценках оказались 9% (6% назвали ситуацию скорее плохой, большая часть проблем остаются нерешенными, 3% убеждены, что не решаются все проблемы).

1 октября 2023 г., 26 и 27 апреля 2023 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен по заказу ЭИСИ.

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 1 октября 2023 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,8029; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0195; коэффициент достижимости (КД)*** =0,1113.
Основные показатели результативности опроса 26 и 27 апреля 2023 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,7769; минимальный коэффициент ответов (МКО) = 0,0175; коэффициент достижимости (КД)*** =0,2497. 27 апреля: коэффициент кооперации (КК)* = 0,8198; минимальный коэффициент ответов (МКО) = 0,0197; коэффициент достижимости (КД)*** =0,1626. 

Рассчитан в соответствии с корпоративным стандартом

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Скажите, пожалуйста, с какими чувствами Вы думаете, вспоминаете о своих школьных учителях?

(открытый вопрос, до 3-х ответов, % от всех опрошенных)

 

X.2023

Положительные / позитив / хорошие

40

Благодарность, признательность

19

Теплота/душевность/нежность

17

Доброта

14

Уважение

13

Радость, улыбка

7

Любовь

7

Отрицательные чувства

5

Ностальгия

3

Грусть

3

Гордость

2

Восхищение, восторг

1

Раздражение

1

Смешанные чувства, разные/хорошие и плохие

3

Другое

9

Никаких / безразличие, равнодушие / не вспоминаю

2

Затрудняюсь ответить

5

На ваш взгляд, какими главными качествами должен обладать хороший школьный учитель?

(в % от опрошенных, открытый вопрос, не более 3-х ответов, приведены топ содержательных ответов)

 

X.2023

Добрым / доброжелательным к детям

30

Любить / заботиться о детях

20

Терпеливым / стрессоустойчивым

17

Образованным / компетентным

16

Хорошим педагогом / учитель – это призвание

13

Порядочным / справедливым

13

Грамотным / умным

11

Внимательным к детям / душевным

11

Уметь доступно объяснять

11

Любить свою работу, профессию

9

Хорошим психологом / понимать детей

8

Добросовестным / ответственным

7

Хорошо знать свой предмет

7

Заинтересованным в результате работы

7

Уметь найти общий язык с учениками, родителями

6

Воспитанным / вежливым / интеллигентным

5

Смелым / уверенным в себе / независимым

3

Хорошим человеком

2

Оптимистом/ иметь чувство юмора

2

Как бы Вы в целом могли охарактеризовать положение дел в образовательном учреждении, где учится Ваш ребенок / внук-школьник?

(закрытый вопрос, один ответ, на вопрос отвечали те, у кого есть дети /внуки школьного возраста, данные пересчитаны в % от всех опрошенных)

 

IV 2023

Ситуация хорошая: все имеющиеся проблемы решаются

13

Ситуация скорее хорошая: большинство имеющихся проблем решается

22

Ситуация скорее плохая: большинство проблем не решается

6

Ситуация плохая: все проблемы не решаются

3

Затрудняюсь ответить

4

Нет детей/внуков-школьников

52

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07