МОСКВА, 19 марта 2010 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, хорошо ли россияне знают права потребителя и сталкивались ли с их нарушением.
43% россиян за прошедший год сталкивался с нарушениями его прав как потребителя. Вместе с тем, на регулярное нарушение своих прав в половине случаев и чаще жалуются 6% россиян, по подсчетам еще 9% наших сограждан, их потребительские права нарушаются примерно в четверти случаев, тогда как относительное 27% опрошенных указали, что за прошедший год они сталкивались с нарушением своих прав лишь один или два раза. Чем крупнее населенный пункт, тем чаще его жители отмечают факты нарушения прав потребителей: среди сельчан с ними сталкивались 38%, а среди жителей столиц - 52%.
Респонденты, которые в минувшем году сталкивались нарушениями своих потребительских прав, чаще всего жаловались на продажу товаров и услуг ненадлежащего качества (49%), обсчет и обвес (46%), а также продажу товара с истекшим сроком годности (40%). Каждый четвертый (28%) респондент сталкивался с отказом продавца обменять товар ненадлежащего качества или вернуть деньги, а каждый пятый лично встречался с некомпетентностью и невниманием со стороны обслуживающего персонала в магазинах (20%), а также с игнорированием санитарных норм в местах торговли (18%). Москвичи и петербуржцы чаще, чем жители других населенных пунктов, встречаются со всевозможными нарушениями своих прав, чем жители других населенных пунктов.
Большинство россиян (64%), по их собственному заявлению, знают, что их потребительские права защищены законом, но его содержание представляют только в общих чертах. Только каждый десятый (11%) заявил, что хорошо знает, в чем заключаются его права как потребителя, тогда как пятая часть опрошенных (20%) призналась, что им об этом ничего не известно.
Мужчины и женщины, а также представители разных возрастов примерно одинаково оценивают свой уровень знания закона о защите прав потребителей. О том, что они хорошо знают свои права, реже заявляют уральцы (7%), а также жители малых городов и сел (8-9%). Наиболее высоко свои знания оценивают жители Северо-Западного и Южного округов (17% и 15% соответственно), а также жители средних городов (17%).
Тем не менее более трети опрошенных (38%) не знают, куда обращаться за защитой своих потребительских прав. В основном это люди с низким уровнем достатка, которые едва сводят концы с концами (52%), селяне (46%), а также жители Северо-Западного (49%) и Дальневосточного (47%) округов. Чаще всего россияне справедливо полагают, что в случае обнаружения недостатков в приобретенном товаре они могут обратиться в администрацию своего города (27%) или прямиком в суд (25%). Каждый шестой (16%) уверен, что в подобной ситуации следует жаловаться в антимонопольный комитет. Реже всего респонденты рассчитывают, что их потребительские права защитит милиция (9%).
Чем выше уровень образования россиян, тем выше уровень их потребительской грамотности: если среди опрошенных с неполным средним образованием более половины (53%) не знают, куда идти за защитой своих потребительских прав, то среди респондентов с неполным высшим и высшим образованием об заявил лишь каждый четвертый (25%).